60-е: икона в доме

May 11, 2018 21:11


В «Бриллиантовой руке», 1968 г., все, конечно, помнят икону в квартире контрабандиста Козодоева.



Икона в доме, на языке массовых понятий того времени, обозначает, что хозяин жилплощади - человек недалекий, трусливый, погрязший в предрассудках, ненадежный, бесчестный, развратный. Врагнарода и изменникродины,короче.

А я тут неожиданно наткнулась на ещё одну икону в доме киногероя 60-х.


Правда, американских 60-х.

«Лолита» Стенли Кубрика мне не понравилась настолько, что посмотрела я ее всю за полчаса, перематывая. Но икона-в-доме даже за эти полчаса успела все глаза намозолить. Здоровенный такой русский складень на почетном месте в уйутненьком гнёздышке Шарлотты Гейз. В комплекте с портретом покойного мужа и аляповатою урною с его же прахом - такой как бы духовный уголок в доме хозяйки. В кадре складень появляется неоднократно, и не где-то на заднем плане, а «обыгрывается». Около складня происходит спецостановка в ходе первой экскурсии Гумберта по дому. На фоне русской иконы Гумберта допрашивают насчет его религиозных убеждений. И на ея же фоне, или лоне, Шарлотта рыдает, добравшись до мужнина заветного дневничка.

Гейзиха у Кубрика - ещё тошнотворней, чем у Набокова. Просто карикатура, без снисхождения. Взбесившаяся корова в густом перманенте и стоячем макияже. Безмозглая назойливая пошлячка, тупая консюмеристка. Оскорбляющая наш вкус до мозга костей всяким своим словом, жестом и гримасой.

Ну и вот, «византийская» икона в ее доме как раз это самое и обозначает. На языке массовых понятий того времени.

(картинку со складнем я не нашла, пусть будет эта, тут Гейзиха с кошичкой - видите, какая у ней кошичка?)



А любопытно, был ли в курсе творческого замысла Набоков или он же Кубрику и посоветовал.

культур-мультур, шевелющие мужчины на белой простыне

Previous post Next post
Up