Уж сколько лет не показывала своих коллекций.
То есть не то чтобы коллекций, я их не нарочно собираю, а оне сами стихийно слагаются, бегло пробегая по Блошинке.
Сегодня смотрим вручную раскрашенные тарелочки прошлого века.
1 - делфтская кобальтовая не очень старая, с этой типичной академической картинкой в барочной отчасти рельефной рамке, причем и то и другое, несмотря на стилистический меж ними зазор, вполне удовлетворительного качества. Прелестная у них эта игра очень жирных и темных линий - с тоненькими, и соседство пустых пространств с густонаселенными.
2-3
Итальянские керамические миски для туристов, большая и маленькая, имитирующие лучшие достижения Ренессанса.
Хитрые макаронники насобачились обманывать публику: ручной росписи здесь - только раскраска, а основа рисунка, контуры и спиральки - печатные. Растр на тонких линиях не виден, и посуду легко принять за полностью вручную расписанную - если не обратить внимание на противоречие между грубостью раскраски и точностью линейного рисунка. А также на то подозрительное обстоятельство, что изделия разного размера в точности повторяют один и тот же паттерн в разных масштабах.
4
И вот для сравнения - расписанная полностью вручную в том же стиле тарелочка с лилией, дельфинами и грифонами. Она, правда, принадлежит подружке, а у меня зато есть такая же, с тем же рисунком глубокая миска (ее труднее сфотографировать). Вот тут всё сделано одной рукой. И цвет, и линия - равно изящны и равно небрежны.
5
А теперь пойдёт всё Франция.
Бретонская национальная тарелочка, в которой мне нравится только веселый бордюр, а центральный пукетик, к сожалению, отстойный. Грубый по цвету, тяжелый по тону, с грязными большими листьями. А казалось бы - того же синего, красного и желтого чуть погуще зачерпнули и рука чуть медленнее и неувереннее пошла, всей-то разницы. Ан всё развалилось. И листья пришлось перекрашивать по желтому, окончательно их запоров.
5а - тоже бретонские тарелочки с той же блошки, но принадлежащие друзьям - старше и изящнее моей. Мужик в шуанских штанах с трубкою и дама в бигудэне - это тамошний вечный сюжет.
6-7-8
А это так называемый мустьерский фарфор.
Очень стильные два петуха и ваза, типичных поздних мустьерских колеров (довольно кислотных), но зато каллиграфически очень находчиво, лаконически и точно сделанных. Бордюр один чего стоит! Колера в этом стиле прозрачные, а кисти жесткие, что дает характерный мазок с прозрачной серединой и затеками у контура.
Зря только первому алектору патриоты идеологический флажок воткнули.
Этот удачнее.
Особенно хвост приятный - затеки краски именно там, где нужно. И растет из попы, а не понатыкан в спину, как на предыдущей. Там и крылья вислые - оттого что перья в них параллельные.
А вазочка, если бы не слишком жирный кочан зелени, съевший весь композиционный центр, и не слишком слабая по тону желтая красочка, была бы вполне хороша.
9
А это тех же мастерских, даже той же формы, гораздо более ранняя тарелочка. Черепок с раковинками, заглазирована вручную, да и глазурь другая. И цвет! Все четыре колера - другие. Не кислотные ещё. И традиция как бы квасить и причмокивать краску жесткой кистью прекрасно работает (объёмные эффекты, если сравнить с вышепоказанными тарелками, на порядок изящнее и ближе к академизму), ещё и процарапано черенком кисти кое-где.
10
Вот эту, тоже примерно столетнюю, с толстой голубовато-серой глазурью и изысканными четырьмя колерами (вот где желтый нормальной силы! и красный не вылезает!), я очень люблю. Понятно, что она не дотягивается до рококошных роз высокого стиля, но здесь найден какой-то несказанно милый баланс между средневековым и академическим, между брутальным и изящным, между деревней и Двором. Это лубок, сквозь который неложно и нежно просвечивают Грёз и Ватто. Так умеют только французы.
11-12
И ещё две тарелочки тех же
мустьерских мастерских, но фаянсовые и другого стиля.
Тонкий коричневый контур, много прозрачного резедово-зеленого, понемножку едко-синего, лилового и золотого. Птичку я больше люблю за бесшабашность и четкость ритма, а Пилигрима - за сюжет и за робкую скромность.
13
Ну и чтоб не было обидно Португалии - вот такая простейшая, но зато и абсолютно безупречная по композиции и исполнению.
Кто не верит, путь попробует скопировать.
...а ещё у меня есть кувшины, вазы, альбарелло и акваманилы...