Париж 1945 и Брюгге 1946

Jul 30, 2016 22:45

А вот покажу спасенных от агарян с Блошки сокровищ.
Два послевоенных детских Миссала, для самых маленьких, только что допущенных к Причастию.



Обе карманные книжки полностью на французском, по-латыни только названия частей мессы.
И обе книжки - авторские, т.е. переводы-пересказы с латинских текстов, картинки и объяснения для каждой сделаны заново - и совершенно разные.
Книжки предназначены, нота бене, для самостоятельного использования, ни маменька, ни батюшка их с ребенком не читает и не толкует, а дитя лично-собственноручно по ним следит за службой.

Покажу не всё подряд, а самое характерное, начав с Парижа.







Символ веры - почти полностью. Пункт об исхождении Св. Духа - опущен.

Последний абзац читается как "Верую во Святого Духа, во святую соборную Церковь, в причастие святых, во оставление грехов, в воскресение во плоти, в жизнь вечную. Да будет так (это так они переводят с латыни, нито с древнееврейского, АМИНЬ) ".

(Апдейт - в комментах сказали, что это Апостольский Символ веры, он такой и есть в точности).



Боже мой, я всего лишь ребенок, но чего у меня есть драгоценного, я Тебе приношу, мой сегодняшний день со школьными уроками, особенно теми, которые я не очень люблю, мои игры, мои огорчения, мои усилия. Приношу Тебе своих товарищей: когда я думаю, что они - Твои, мне не хочется причинять им зла. Приношу Тебе папу и маму, отдаю Тебе всю свою жизнь и все свое сердце.



Мы все - братья, потому что мы все Тебе говорим - Отче наш.



Причастие.
Любопытно, что текст - для тех, кто сегодня НЕ причащается.





ИСПОВЕДЬ
(исповедуются, чтобы стать лучше).

Исповедь включает три вещи:
Повиниться (испытание совести и признания священнику)
Раскаяться (покаяние)
Получить отпущение (епитимью)

- и список грехов, по трем пунктам - против Бога, против других и против себя самого.

Против Бога: небрежение молитвой. - произвольное от- или раз-влечение. - дурное поведение в храме, особенно во время мессы. - думал ли я иногда в течение дня об Иисусе, присутствующем внутри нас в скинии? - не случалось ли мне забояться показаться благочестивым?

Против других: непослушание родителям и учителям. - выказывание неуважения к ним словами и жестами. - грубость по отношению к товарищам, ругательства, дразнилки. - подавание дурных примеров и дурных советов. - не гневался ли я? - не брал ли я того, что мне не принадлежит? - не говорил ли я бранных слов?

Против себя самого: не впадал ли я в гортанобесие (лакомился)? - не был ли ленив в своих обязанностях и уроках, на катехизации и в школе? - не хвастался ли я, чтоб набить себе цену? - не имел ли гадких мыслей, которые я не прогнал? - не упорствовал ли я перед добрыми вдохновениями моей совести?

И это всё.
Ещё велено ответить, если батюшка чего спросит.
И идти себе с миром.
--------------------------------------------------------------------

И теперь бельгийская книжечка из Брюгге.
Как видим, тут скорее старостильность выдержана, и в картинках, и в шрифте чуть ли не семнадцатого века (впрочем, местами наивно украшенном вкраплениями какой-то дешевой рубленой ар-декошной гарнитуры), и в, мм, простоплётности макета.
А между тем это двенадцатое издание.



А вот текста здесь гораздо меньше, и страниц меньше, и всё, так сказать, менее эксплицитно.
Текст сочиняла анонимная бенедиктинка.







О как, а здесь Символ веры утрясли до трех строк: Верую в Бога Отца, Который меня сотворил, Верую в Бога Сына, Который меня спас, Верую в Святого Духа, Который делает, чтоб я становился святым (прошу прощения за неблагозвучную буквальность перевода, но это именно не "делает святым", а "делает становиться", т.е. я ещё не святой).

Впрочем, на воскресной мессе велено Символ веры полностью сказывать.





Тут очень трогательно предлагается закрыть книжку, посмотреть на Гостию и тихо молвить: Господь мой и Бог мой!
То же и с вознесением потира.


Париж 1945 и Брюгге 1946 - т.е. это в точности для поколения моих родителей, если бы они были католики.

богословские интуиции, l'éducation mystique, западные человеки, дети-наше-будущее, иль сон фу сэ ромэн

Previous post Next post
Up