что читаешь, детка?

May 18, 2016 18:04


(картинка для привлечения внимания - спасенное на днях с Блошки.
Нумер "Иллюстрасьон", посвященный памяти маршала Фоша,
довоенный школьный учебник сольфеджио
и прелестный "Бедный Влас" Софьи Федоровны де Сегюр с тыщей картинок).



Вспомнилось, в ходе разговоров в комментариях, хорошо позабытое.

Будучи библиотечным абонентом уже с конца 60-х годов прошлого века, я успела собрать немало наблюдений по теме «публичная библиотека - поле информационного давления на читателя» и «публичная библиотека - инструмент слежки за читателем». Начиналось уже в младшем школьном возрасте. Норма была - три-четыре книги на неделю или там на две, и из этих трех-четырех минимум одна должна была быть из рекомендованного списка. Т.е. идеологической, патриотической, антирелигиозной (тогда, дети мои и внуки мои, патриотическое вовсе не было = религиозному, а скорее наоборот). Будешь ли ты дома пить эти помои или нет, дело твое, но взять домой дозу помой - обязан.

Когда настал комсомол, с его ленинскими зачетами (может, кто не знает, что это такое? Это была такая, раз или два в год, индивидуальная публичная исповедь по заранее подготовленной китрадке с пунктиками, с оценкой «хорошо-удовлетворительно-неудовлетворительно»), так вот, на весах ленинского зачета формуляр школьной библиотеки сделался мощным вещдоком и тяжкой гирею. Посещаешь ли? Много ли читаешь? Что именно? Это при том, что уж школьная-то библиотека была стерильной и дистиллированной насквозь. Но налегать на приключения, да даже и на классиков, и пренебрегать каноническими текстами было некошерно, и недогадливые читатели получали минусик в свою заветную китрадку.

А ещё положено было брать "познавательную литературу". Регулярно "оформлялись тематические стенды" (ой, сколько русских слов подряд) по разным областям познавательного. Например, помню стенд "НАШИ ДРУЗЬЯ - ЖИВОТНЫЕ".

А однажды, мне было уже семнадцать, художественное училище, библиотекарша наша подглядела, что я в читальном зале сунула нос в некий том БСЭ (экстраординарный случай средь нас, младых художнегов), и не поленилась после подойти и прикинуть, какая примерно статья могла меня интересовать. После чего дала на меня материал, что будто бы я глядела статью «Смерть», а это недостойно комсомолки, которая должна всегда иметь в себе веселость, как орел. Я же (клянусь!) смотрела статью «Счастье», и, помню, совершенно обезвалдела, когда мне предъявили пессимизм с отягчающими. Партийная верхушка заведения моим голословным оправданиям не поверила. Они приволокли в кабинет нужный том БСЭ, разогнули где надо и ехидно спросили меня, что ж там писано по той статье, а? Память у меня была уже тогда почти как сейчас, и я им вывалила энциклопедическое определение счастья настолько близко к тексту, что клеветникам пришлось утереться и отползти.

А у вас что бывало в этом роде? Расскажите, пожалуйста, кто чем богат.
Тем более у меня имянины сегодня.
Да и молодежи, может статься, уже совсем скоро опять пригодится этот опыт.

блошка плюшкина, далекое близкое, чудище обло

Previous post Next post
Up