Попался виденный раньше, но подзабытый афоризм схиархимандрита Софрония Сахарова.
"Бытие всякого разумного тварного существа движется меж двух пределов: один - любовь к Богу до ненависти к себе; другой - любовь к себе до ненависти к Богу."
Т.е., конечно, мы-православные привыкли прочитывать такое как бы сквозь розовые очки призму респекта к старцам
(
Read more... )
Ненависть, естетственно, не может созидать. Созидает любовь и потому женщинам-созидательницам также естественно стремиться к тому, чтобы как-то обойтись без ненависти.
Но ненависть расчищает место для созидания. И в этом смысле она необходима в грешном мире, как сила противоборствующая злу. Если во внешнем мире мы, по Евангелию, не должны противится злому, то во внутреннем мире должны в случае опасности заразиться злом и глаз вырвать, и руку отсечь, и мысленных сквернавых младенцев разбить о камень. Как это сделать не возненавидев грех? А как в себе различить, где я кончаюсь, и где начинается грех? Грех спаян со мной так, что приходится себя возненавидеть, чтобы буквально умерщвляя себя, умертвить грех. Как при лечении онкологических заболеваниях назначают химиотерапию-яд, который убивает больного, но быстрее все же убивает раковые клетки. Ненависть к себе - это духовная химиотерапия для больного грехом человека.
И конечно, на стадии святости, благодатного преображения, когда человек совершенно утвердится в добре, ему уже нет нужды ненавидеть себя, как выздоровевшему не нужна химиотерапия.
Reply
А мне вот так не кажется ). А наоборот. На Евангелия еще толкования почитают, потому что "нельзя Евангелия без толкований", а если святой какой сказал, то очень часто и все, какие контексты-парадигмы - руководство к действию: что не понятно, святой человек сказал, а ты кто?! Быстро, тля, встал в строй и начал ненавидеть! Ум быстро во ад и сидеть там не вылезая, равняйсь-смирно! Без рассуждения. К сожалению. Хорошо, если я ошибаюсь. Химиотерапия такая штука, не всегда помогает, но надежда человеку нужна обязательно.
Человек может, конечно, быть себе мерзок и все такое, тот, который между пределами, но указан то верхний с этой самой ненавистью к себе ).
Reply
Ненавидящий другого человека человек или ненавидящий себя человек?
По поводу ненависти к себе в "верхнем пределе", я написал ниже.
Reply
после второй цитаты абзац с вопросами:
http://forum-slovo.ru/index.php?PHPSESSID=t4q1vmdji0ul6lbroar6l9mkn3&topic=17148.msg796852#msg796852
больше всего этот ответ понравился, про посещение врача:
http://forum-slovo.ru/index.php?topic=17148.msg803451#msg803451
Да, там взгляды выражены не в директивной форме, а как предпочтительный путь, человек так понимает.
Я что хочу сказать: получается испорченный телефон и толкования-на-толкования-на-толкования.
Толковали, перетолковывали да перевытолковали.
Reply
Посмотрела вопросы-ответы.
За прошлый год ему задали целых восемнадцать вопросов.
Т.е. ничего страшного :-)).
Reply
Reply
Поэтому и поставлен клириком в Можайском соборе под присмотром так сказать опытных и надежных собратьев.
Reply
А куда и под чей присмотр - это уже другой вопрос.
Reply
Reply
Reply
Reply
И, если бы железный способ применялся систематически, попов было бы не меньше, а больше. И лучше.
Парадоск.
Reply
Рискну предположить, что батюшка с форума ( по ссылке), со жгучей ненавистью к себе пока не знаком, потому его толкования и интерпретации, что в обсуждаемом ими, что в обсуждаемом нами вопросах имеют нулевую ценность.
Что ж касается, архм. Софрония, то я думаю о нем в контексте нашего обсуждения именно как о человеке имевшим опыт, как ненависти к себе, так и любви к Богу. И поэтому я склонен лично ему доверять и принимать его афоризм если не за последнюю истину, то за отблеск этой истины.
Reply
Мы уже вот о чем говорим :) Я этого батюшку привела как пример "понимания".
Reply
Иное - духовные вопросы. По ним не благочинный, ни архиерей не даст достаточно авторитетного ответа, если не имеют соответствующего духовного опыта. Вот и приходится справляться в Евангелии, у свв. отцов, старцев, в церковном предании, чтобы получить толкование на вопрос, который исключает буквальное понимание.
Reply
Вы (я присоединяюсь) уже ниже (или выше?) пришли к консенсусу, уточнив: ветхого человека.
Reply
Leave a comment