Троицкий собор в Или (Ely Cathedral) часть 3, витражи

Jul 17, 2014 16:19



Дальше про собор.
Извините, если кто скучает по таким постам, я ленивая их развешивать а вы меня не пинаете, соборы лежат себе в папочках, а я спустя рукава пишу про котиков и варенье, пока совесть не замучает.



Как в любом порядочном соборе, в Или витражи выполнялись в несколько, так сказать, присестов - и по финансовым соображениям, и в связи со всякими историческими потрясениями и утратами, и на настоящий день там можно насчитать более десятка, так сказать, витражных комплексов - вот как у нас бывают в соборах приделы, а в них свои отдельные иконостасы, так и у них серии окошек, объединенных общим иконографическим замыслом и, разумеется, стилем исполнения.

Всего показать невозможно, вешаю только по нескольку "представительских" картинок из наиболее значимых тамошних иконостасов витражных комплексов. Вот, например, вот этот Спас Эммануил во Славе, довольно редкий иконографический тип. Может в какой-то мере считаться Деисусом, поскольку фланкирован ростовыми фигурами Отцов Церкви - и опять же сравнительно редкость -  в скорее восточных облачениях.



А это несколько "нормальных" для Запада святителей, из другого комплекса.





Над ними имеются вот такие симпатичные ангелы, с гербовыми щитками и епископскими митрами.





На мой вкус, хорошо нарисованные и правильные лица, не махрово-сладкие, не манерно-отвлеченные, а в самый раз.





Это всё была, как легко догадаться, неоготика.
А теперича покажу самые недавние витражи собора, из вот этого конца трансепта.
Это Михайловский придел, по совместительству - военный мемориал, под крылом Архистратига. Тут видно знамена воинских всяких частей, а ещё там помещаются мемориальные доски и на специальных таких пюпитрах - полковые памятные книги.

Так вот, посередине Архангел, рядом с ним ещё один воин - Георгий, а вокруг - немножко военно-патриотической пропаганды. Стилистически мне этот витраж не очень нравится, какой-то жесткий. И ещё меньше мне нравится типаж, какой-то он валькиристый, но что есть, то есть.







И ещё одну серию представлю, опять неоготическую - евангельские чудеса, двенадцать клейм в одном окне.



Совершенно особенное по стилю, очаровательное.
Мягкий, спокойный ритм, округлые компактные формы, свинцовые перемычки подчеркнуто массивные, а рисунок на стекле нерезкий, серебристый такой, особенно в карнации. Чередование стеклянных плоскостей, трактованных в "академической" манере (карнация, драпировки) - с плоскостями, трактованными в манере "средневековой", подчеркнуто орнаментальной, с применением пескоструя - и, наконец, с вовсе никак не разрисованными вставками текстурного стекла.









Идеальное, по-моему, сочетание современных (на то время) технологий и крепкой школы рисунка. Мизансцены, позы - с некоторым, конечно, оттенком театральности, но без идиотского пафоса. И опять же - прекрасные лица. Добрые, но не слащавые.

Да, и уж покажу здесь же заодно местную святую Этельдреду, она же Одри.





Вполне добросовестное изваяние 60-х - 70-х годов.
Одно из последних в этом роде. Позже уже грянули, с одной стороны, Матисс и Пикассо - а с другой парижское учение о священном образе. И перестали ваять таких хороших скромных девушек.
А потом - и разучились.

окошки, альбион

Previous post Next post
Up