о маслице

Dec 10, 2013 18:01

Коровка на первый взгляд не имеет никакого отношения к буквам под нею, но это только на первый взгляд.



Наблюдение Флоренского, что  консистенция упадочной масляной краски «имеет внутреннее родство с маслянисто-густым звуком латынского еретического органа» и потому масло для иконописи не годицца - безусловно чушь.
Но. Очевидно, что с появлением масляных красок, вернее, с полным и окончательным замещением темперы маслом и специфической для масла манерой письма, христианский мир в целом стал хуже рисовать. Да-да-да, в целом по раёну начиная с XVI в. стали рисовать хуже, такой парадоск - двигались в сторону развитого академизма, а рисовали хуже. Темпера, высыхающая почти мгновенно и позволяющая работать только одним каким-то тоном (и уж только  потом, закончив, - другим, третьим и т.д), располагает к рисунку больше, чем мееедленно сохнущее вязкое масло, которое так занятно месить на палитре и прямо на холсте, и поэтому хорошая школа рисунка держалась до тех пор, пока существовал этот «темперный» подход к живописи (хотя бы уже и масляной).
Гении, конечно, и в масле гениями оставались (умели, умели), но вокруг них, на ординарном художественном болоте,  уровень общего владения формой и композицией сильно поползся. Мало того, вот с появлением-то масляной живописи  и появилась нужда в рисунке как отдельной дисциплине (не технике, а дисциплине). А потом и композиция стала отдельной дисциплиной. Т.е. живопись перестала быть одновременно-синхронно-симультанно и рисунком, и композицией, и пришлось сии последние, отдельно в уголку им обучившись, к масляной живописи подмешивать.
Озарением я обязана, надо полагать, двум наложившимся друг на друга впечатлениям:
- типично «масляный» живописец попытался выполнить некоторые простейшие упражнения, которые выполняют мои двоечники в ходе подготовительного курса
- и разглядыванию (не впервые, но тем не менее) Пиросмани (чью коровку мы видели в самом начале и уже забыли, небось, что там была коровка). Угораздило же его родиться в масляную эпоху! Какой бы гений вышел из батоно Нико, если бы в его распоряжении не было ничего, кроме темперы.

сложжное о ремесле

Previous post Next post
Up