У нас здесь один ноутбук на двоих, коннект деревенский, и много ездим гулять, так что если неборзо отвечаю на каменты или не всех читаю, кого обычно читаю, прошу простить.
А сама-то пишу, вот:
Во всякой стране для проникновения в дух ея нужно обязательно пожить в традиционном доме, лучше в нескольких, ну или хотя бы в гостиницах традиционных, пока они ещё не перевелись совсем. Чтобы планировка и пропорции, мебель и посуда, финтибрясы и примочки были хотя бы столетней давности, а если свезёт, то и позапрошлого века. Вот когда ты на этом сидишь и спишь, моешься, ешь-пьёшь и нужду справляешь, то происходит такое быстрое и полное погружение, что, кажется, уже меняется состав крови и разрез глаз.
У всякого традиционного национального быта есть две составляющие - утилитарная и эстетическая. Выражаясь очень общо и брутально, люди до каких-то пределов устраивают себе жизнь удобно, а за этими пределами уже от удобства отказываются во имя высших соображений. Тут любопытны по крайней мере два пункта -
1) насколько такой-то традиционный быт удобен - и насколько он “сознательно, добровольно неудобен”, то есть сколько в нём отказа от удобства, и
2) во имя чего совершается этот отказ, почему вместо такого очевидного, но нетрадиционного удобства сохраняется традиционное и тоже очевидное неудобство.
Кстати, даже в области утилитарной каждая культура расставляет акценты по-разному. Одни народы особенно любят удобно работать, другие удобно отдыхать, третьи удобно гостей принимать, или есть, или стряпать, или спать, или созерцать, или молиться, и так далее. А уж что касается эстетики, тут тем более везде свои приоритеты. И самое занятное - своя, так сказать, эпоха референции. На какой, то есть, век по преимуществу ориентируется тот или иной традиционный быт.
В Италии, например, к утилитарной стороне быта относятся довольно-таки наплевательски, зато эстетическая потрясает. Она величественная, древняя и жестокая, и восходит прямой дорожкой к античности. Иногда прикинется Средневековьем или Ренессансом, но в душе - античность, ядрёная и непуганная. И поэтому с неудобствами миришься легко и от всей души.
Во Франции бытовые удобства сна и принятия пищи гипертрофированы, а вот насчёт помыться или поработать - сильно съёжены, прямо до нуля иной раз. Актуальная эстетика в традиционных домах, монастырях и гостиницах- период от позднего барокко до ампира. Кто как, а я в эти игры при случае играю с удовольствием.
У нас в Бельгии и в соседних Нидерландах - утилитарная сторона развита умеренно, необходимое обеспечено, но без баловства. Особенно удобно работать, отдыхать и принимать гостей - но всё это в меру, не до разврата. Эстетические ноги растут из 17-го века, иногда даже из 16-го.
А у них в Англии - технически всё очень продумано, прочно, добротно. И всё-таки не очень, не на все сто процентов удобно, “мешает” эстетика. Причём мешает, нисколько не утешая, как в вышеописанных случаях. Потому что в Англии она - стопудово, беспросветно викторианская. И мне в ней душно. В ней нету ни античной трагедии, ни молитвенного напряжения, ни благородных страстей и острых чувственных изысков, ни даже своеобразной буржуазной гордыни и дисциплинированности. Она всего лишь, как сейчас говорят по-русски, няшная. Обаятельная то есть. А это ведь очень скучно, бесхребетно и легко имитируется. Пародируется ещё легче. Совсем легко вырождается до полного убожества. И в конце концов наилегчайше отбрасывается в сторону, чтобы удобству, самодовлеющему, хамскому, животному удобству уже ничто не мешало.
Я думаю, что викторианская культура быта - родная мать ненавистной мне хай-текнолоджи в быту и ненавистного мне поп-арта в, условно говоря, искусстве (?).