Одно из древнейших святых мест в Бельгии. Первая коллегиальная церковь была устроена здесь уже в конце VI в. (во имя св. Георгия) самой св. Одой, слава и почитание которой впоследствии сравнялась с теми, которые оказывали св. Георгию.
Св. Ода была из дворян аквитанских принцесс, из очень хорошей во всех отношениях семьи, среди родни много святых, как по восходящей, так и по нисходящей линии . Жизнь её была долгой и образцовой - счастливый брак, сын от которого стал епископом, затем долгие годы вдовства в полной нищете и благотворительных заботах (она действительно отдала всё своё имущество на приюты и странноприимные дома). Чудотворения начались сразу после её смерти, «специализация» святой - исцеления слепоты, глухоты, маститов и впридачу - избавление от нищеты.
Ныне существующий храм в основном построен в XI в., но много раз обстраивался и перестраивался, так что романская она не вся, романские у неё план (без единого прямого угла) да частично фасады. Внутри же такое чистенькое и хорошо сохранившееся барокко, что его не стали сбивать, оставили как есть.
Алтарь выглядит весёлой гостиной с интерьерными пейзажиками. Пейзажики на самом деле включают сцены Богоявления или Бегства в Египет, но роль их чисто декоративная, по функции и подходу к теме это всяко не иконы и даже не нарратив, а нечто вроде орнамента. Даже скорее обоев.
Роль обоев играет и центральный образ алтаря - популярный в этих краях, в скульптуре и в живописи, извод, где Богородица с Мледенцем стоят на полумесяце и попирают змия. Табернакль почти полностью закрывает даже и эту картинку, по своей иконографии и предполагаемой функции являющуюся иконой. А на табернакле - Агнец, ага. Символ вместо иконы, заслоняющий и замещающий икону.
Правда, на этом престоле уже не служат и на печального барашка не медитируют. Новый престол вынесен поближе к народу, но образ Христа в какой бы то ни было форме по-прежнему отсутствует в алтаре.
А вот боковой алтарь - образ Положения во гроб используется как фоновая декоративная панель, те же обои, для неоготической статуи Богородицы. Такие переодетые «во всё византийское», с золотым ассистом вместо рисунка на тканях статуи были не редкостью в Европе столетие тому назад.
При храме есть небольшой музей, не только с отработавшими своё культовыми предметами, вроде этих статуй, мощевиков, богослужебных книг и утвари, но также и с археологическими находками всякого рода.
К сожалению, знаменитой золотой раки св. Оды мы не увидели, её выносят всего несколько раз в году, зато увидели её настоящий меровингский саркофаг. Копия его помещена на месте находки - в крипте под алтарём, и свод крипты разобран, так что через стеклянный пол можно видеть, как оно было.
Самый саркофаг стоит в музее. Интересно, что его обнаружили всего полвека тому назад.
Имя на нём - св. Хродоара, и считается, что это и есть св. Ода (её имя писалось по-разному, и всё это было так давно, что Хродоара вполне могла стать Одой, стала же Вальдетруда просто Водрю, и так далее).
Ну и ещё несколько объектов, мимо которых я не могла пройти. На западной стене, под органом, вот такие медальончики с очень смешными святыми музыкантами, Царьдавидом и Цецилией.
А это уже не смешно. Это традиционные «станции», 14 картинок, изображающих Крестный путь. Они редко бывают хороши, обычно - или стандартная халтура, или откровенное дерьмо богохульство. Вот тут второй случай.
И, чтобы закончить на оптимистической ноте, - несколько надгробий XVIII в., с нелениво закрученными травками.
Мне, правда, больше всего понравился виноград с саркофага св. Оды.