о нас, музыкантах

May 10, 2012 20:19


Все музыканты-исполнители знают такой феномен - «заигрывание». Это когда тщательно разучишь пиэсу, часто её играешь с неизменным успехом, удовольствием и без усилий - и на котором-то круге начинаешь слегка подхалтуривать, небрежно стучать или там пилить, в зависимости от того, скрипач ты или фортопьянщик. Не успеешь оглянуться, как пьеса оказывается заигранной, то есть испорченной всерьёз и надолго, ты больше не можешь сыграть её свежо и точно. Даже сосредоточившись - всё равно не можешь, заколодило, пичалька. Тут один выход - больше не играть её вообще, на год-другой строго исключить из репертуара. Чтобы она позабылась и потребовала усилий для восстановления. Иногда помогает.

У художников тоже такое бывает - конечно, не на уровне «пьесы», то есть сюжета, а на уровне приёма. Что-то получилось козырно, ты эту примочку повторяешь легко и с блеском, народу нравится. И в один прекрасный день начинается халтура - приём тот, да уже не тот. Как лечиться? Точно так же, как и музыканту - забыть, что насобачился в таком-то приёме, ставить себе другие задачи, и тогда через какое-то время можно будет осторожно вернуться к прежней наработке. На новом уровне вернуться, конечно, а иначе средство не поможет.

В духовной жизни - совершенно то же самое. Только ничего снаружи не видать. Никаких признаков «заигрывания». Пока (если!) крупно не вляпаешься. Тогда оно уже будет видно, конечно, но лечиться может оказаться поздно и лень. Настолько поздно и лень, что многие предпочитают сдохнуть.

От «заигрывания», кстати, никакой мастер не застрахован. Но когда халтурит Рубенс, это далеко не всем заметно и всё-таки красиво. А когда такое случается со вчерашним учеником, да ещё и в тяжёлой форме, да  ещё и лечиться лень, да ещё и заказчики завелись и торопят - вы как хотите, а я такому ученику желаю крупно вляпаться как можно скорее.

ветхий адам, ремесло

Previous post Next post
Up