Вот что попалось в ленте, отсюда
http://orthodoxspain.livejournal.com/126760.html , автора не знаю (у нас же иконописцы, прямо как в благочестивые Средние века, не имеют права на имя), но в данном случае тем лучше, потому что сейчас безымянному автору достанется. Тут намедни френдесса разбирала кое-какие различия между фресками о. Зинона и их историческими прототипами, мне тоже захотелось.
Очень хороший пример того, насколько беспомощным оказывается чему-то научившийся художник (в данном конкретном случае влюблённый в Минологий Василия II Болгаробойцы, 979-989 гг.), когда ему приходится обдумывать своей головой какой-либо не встречавшийся у Василия Болгаробойцы сюжет.
Собственно, даже не сюжет, а всего лишь пейзаж. Изложу в кратких тезисах то, что я сразу сказала бы своему первокурснику, принеси он мне такой эскиз пейзажной композиции.
(А ниже вешаю несколько миниатюр из Минология для сравнения пейзажей. Могла бы в три раза больше, да лень, и так всё понятно будет).
- Слишком много пространственных планов: первый - с фигурами, второй - с горками, третий - стена, четвёртый - город за стеной. Причём все планы отчётливо отделяются друг от друга. В композициях же Минология обычно не больше двух планов, три - уже большая редкость.
- Горки внизу обрезаны и на позём совершенно другого цвета поставлены, что усиливает впечатление отдельного плана, театральной кулисы. В Минологии горки тоже бывают иного цвета, нежели позём, но там-то художник маскирует этот переход, прячет его в тень от ног персонажей, или мягко списывает, а тут нате - контурищем обведено, чтобы никто не подумал, что горки - это тоже земля.
- Горки нетектоничны (выражаясь проще, из ваты леплены), членения какие попало, вздутия и трещины никак не связаны с логикой целого. Особенно левая горка доставляет. В Минологии лицевая (освещённая) сторона горы всегда или более крутая, или более пологая, чем задняя. А здесь обе равно вздуты, и задняя тремя лёхкими этакими хвестончиками пошла - до затылка красноармейца, потом до его руки, потом до полу - а в Минологии всякий разорванный контур восстанавливается безупречно в том же движении, выходя из-под заслонившего его объекта.
- Архитектурные сооружения в Минологии полностью помещаются в кадр, даже с запасом, хотя горизонтальные форматы совсем не располагают к этому. И храмы помещаются, и целые города. Просто масштаб в каждом случае подбирается так, чтобы и сооружение было хорошо видно и опознаваемо, и за рамочку оно не вылезло. Наш же автор взял да и обрезал лишнее у своей киевской архитектуры. Причём там не только верх обрезан, там и низа нет. То есть если дорисовать храм донизу в заданном его фрагментом масштабе, то храм не только не «встанет» на позём, он вообще выскочит за рамки клейма снизу. Синющщая черепичная кровелька, одна-одинёшенька под сенью златых куполов, рвущая напрочь силуэт здания, тоже заслуживает пристального внимания.
- А стеночка-то! Киевляне (я знаю, вы тут есть), скажите, где у вас там стоит такая городская стена, чтоб была и белокаменная, и с мраморными колоннами, и с золотыми тех колонн капителями? Я вот таких городских стен вообще нигде не видела. Может, на даче какой у нового какого русского есть такие заборы, но при чём тут дачи новых русских, в этом сюжете? А пролёт между колоннами какой! Длиннее самыих колонн, миленькой. Идея разделить стену на две равные части по высоте, кирпича пустить столько же, сколько орнамента, - тоже очень изысканная идея.
Чота я уже начинаю злиться. Пока стоп.
Если кто ещё что-то заметит, сообщайте.