Ещё одна сельская (в Ладхэме около полутора тысяч жителей) церковь, из средних-рядовых.
Но посмотреть есть чего.
Архитектура уже нам хорошо знакомая по прежним англопостингам, поэтому пойдём
сразу внутрь.
Там, кстати, видно решетку портала паперти с традиционной просьбой держать её закрытой, иначе птицы залетают внутрь и не могут вылететь обратно.
И крыши такие мы тоже уже видели, поэтому я на них останавливаться не буду, а лучше обратите внимание на вот это синефонное Распятие - единственное изображение Христа в храме. Сохранился от него только слабый намёк, да и темно там было, но таки приятно увидеть этот след традиционной программы украшения христианского храма, чудом уцелевший от XV в.
Как видите, крыша в хоре (алтарной части) куда проще крыши главного нефа, ни резьбы, ни профилей.
А украшен хор изнутри только государственным гербом. Больше никакой наглядной агитации. Пустые окна, текстовое ретабло.
Да ещё надгробия, в неоготические времена обложенные плиткой. Неоготика была немилостива к этому храму - эпоха дивных викторианских витражей прошла мимо, не задев его никак.
А вот купель здесь знатная оказалась.
На цоколе можно видеть, хотя и изрядно потёртые, человекообразные фигуры в полный рост, в шерсти с головы до пят и с дубинкой в руке. Это родные братья гринменов, вроде леших, встречаются они реже, но тоже довольно регулярно.
А ещё здесь сохранилась "родная" алтарная преграда.
Её верхний резной край я уже показала выше, а теперь будем смотреть собственно "иконостас".
Вообще-то преграды XV в. - не редкость в Норфолке, поскольку Реформация резко оборвала традицию иконопочитания, и никто не заменял обветшавшие или стилистически устаревшие картинки на новые. Так они и простояли вплоть до наших времён - увы, в большинстве случаев нарочно ободранные ревнующими о чистоте веры вандалами.
Эта преграда - одна из очень немногих неободранных, так что можно поближе полюбоваться на хороший исторический примитив и поудивляться, насколько на острову отстали от своих континентальных современников вроде Андрея Рублёва или там Перуджино.
А вот запощу ещё такой важный церковный девайс из цельной дубовой колоды в железной оковке. Не могу отказать френдам в удовольствии самим угадать, что это такое.
Ну и ложка дёгтя. Густого.
Вот таких стендов с постоянной выставкой приходского вышивального кружка там стояло четыре. Дело в том, что подушками для коленопреклонений храм затоварен уже выше крыши, и энергия выплёскивается вот сюда.
Не знаю, удастся ли мне кратко объяснить, почему меня тошнит от этих поделок (одно из наиболее отвратительных для меня слов, кстати). Но попробую.
В Англии культура вышивки - и именно крестиком или гобеленовым швом - всегда была очень высокой. И геометрические орнаменты, восходящие, как положено, к неолиту, были хороши, и поздние (XVII в.) сложнейшие композиции, на расстоянии неотличимые от тканых гобеленов, были чудом декоративного чутья. Их безымянные авторши ни одного крестика не сажали мимо, пользуясь мелким или крупным модулем вышивки с безупречной логикой и исходя из своего априорного знания о форме изображаемых объектов. Это был средневековый подход к форме в наичистейшем виде. Непременно запощу про это с картинками из Музея Виктории и Альберта, чтобы все прониклись и зарыдали.
Вот меня и мутит от тупости этих поделок, авно аффтарских.
Исходниками здесь служили фотографии, и принцип подхода к форме был, соответственно, академическим. То есть чего вижу, то и вышиваю, еду в незнаемое, ищу приключений на свою голову.
Результат - одним ударом здесь убиты и выброшены на помойку сразу два закона, два принципа красоты и художественного качества:
1) свойственный академическому подходу "реализм" разрушен крупным модулем вышивки,
2) а декоративные геометрические ритмы, свойственные крупномодульным стилизациям, разрушены наивными потугами на "реализм", механически слизанный с фото.
Может, не всем так сразу понятно, что я хотела сказать, так обещаю ещё вернуться к этой теме, наглядно посравнивать классику вышивки крестом с этим дебилизмом.