Мартэм - это наше село. В смысле, где мы жили. Так что если у меня тут будут проскальзывать восторженные интонации, просьба списывать их на счёт моего временного местечкового патриотизма.
Изволите видеть, наша - трёхнефная, контрфорсы ступенчатые и портал у неё двухэтажный. Это - знак, что храм был не из рядовых, а являлся чем-то вроде центра благочиния: в таких надпортальных зальцах размещали архивы. Кладка опять галечная, но уже поаккуратнее, и все конструктивные детали из тёсаного камня.
И внутри тоже тёсаный камень.
А перекрытие - оно тоже "своё", XV в., - типичное английское. Вот таких пристенных колонн, резных консолей и даже фигур на консолях по Норфолку очень много водится, и в хорошей сохранности.
Их трудно снимать - высоко и темно - но этого хиппи ангела с гитарой я таки запощу.
А теперь будем подробно смотреть убранство хора, который был полностью заново отделан в период в 1880-х по 1920-е годы. Классический образец английской неоготики. Кафедра и детали арки.
Спинки скамеек хора (надо сказать, что на материке римо-католики в это время уже почти свернули самый институт каноников, которые сидели на этих самых скамейках, а вот англикане ими активно пользовались и пользуются до сих пор, в том числе по исконному назначению, то есть для хористов).
И две пары окон, на традиционные праздничные сюжеты, очень качественной работы. Обратите внимание на, э-э-э, солярный знак на одеждах ангела. Кто ж знал, как говорится. Вот вам и символ, никогда не угадать, каким боком выйдет.
Благовещение - с дополнительными ангелами. А почему бы и нет?
Сретение очень симпатичное, со св. Симеоном в кипочке, и Младенец, по-моему, удался.
И Преображение, смело разделенное по горизонтали на две группы. Покажу все лики крупно.
А посередине, в качестве заалтарного образа - очень правильный в иконографическом отношении витраж. Помещение крупной, отовсюду видной иконы Христа на почетное место в храме - не такое уж редкое явление во времена английского религиозного возрождения. Без всяких натяжек можно сказать, что в этом отношении они вернулись даже не к католицизму, а к православию. Правда, по художественным качествам этот большой заалтарный витраж уступает боковым - он выполнен в 1920-е годы, рисунок холоднее, пестрее, стилизованнее. Но иконография очень правильная - посередине - Вознесение, вокруг - евангельские сцены, в том числе некоторые праздники.
Покажу одну редкую композицию - сорокадневный пост Спасителя в пустыне. Не сразу догадаешься и про пост, и про пустыню.
И вишенка на пироге - сохранившийся в южном нефе готический, "родной" витраж, один из лучших по качеству во всей Англии.
У нас по вполне понятным причинам особая любовь к изображенному персонажу, так что с удовольствием покажу детальки.
Архангел, как видите, босенький. Но зато он весь в перьях, как бы в таком комбинезончике плюмажном. Это тоже типично для английских средневековых архангелов. Здесь не очень заметно под плащом, а бывают просто уморительные на наш материковый глаз, все в перьях, как будто их кто нарочно вывалял.
А это чистые душки на весах сидят.
А хвостатые, стало быть, утёрлись, не выгорело ихнее дело.
Очень я тепло отношусь к этому Архангелу.