На переходе от материального к духовному есть такой, что ли, слепой уголок, который ни за какой хвост ухватить нельзя. Можно сколько угодно приближаться, но всё равно не поймёшь, как работает эта машинка.
Есть любители вообще не делать никаких усилий по приближению. Они знают, что это как-то работает, у них был опыт, или им сказали, что есть такой опыт - и ладно. А есть любители добираться до предельно возможного приближения. Я к этим последним отношусь. Мне интересно, как из вот этого тварного, падшего, доступного пяти чувствам и умопостигаемого вдоль и поперек мира нащупывается путь туда, где...
И я очень не люблю, когда мне по ходу дела норовят напомнить, к чему мы, собственно, приближаемся. Типо я забыла, а вот они помнят. Всё время помнят и меня за рукав дёргают, вдруг я забыла.
Так о чем бишь это я.
Говорили о стилях, подходящих к сакральной тематике, и о методах анализа таковых. Мне случилось уточнить, что в живописи (в отличие от скульптуры) следует говорить не о форме и пространстве, а об ИЛЛЮЗИИ формы и пространства. Собеседник меня прекрасно понял и согласился.
И тут меня кааак дёрнут за рукав:
- МЕТАФОРА формы и пространства (простите, что вклинилась)
Подспудный смысл понятия "иллюзия" - обмануть, ввести в заблуждение, представить как имеющееся то, чего нет.
Метафора же ориентирует на смысловое прочтение изображаемого. Это перевод имеющегося содержания на другой язык (перевод пространственности в плоскостность).
Ладно, отвечаю (дальше тоже выделено разными цветами):
- Иллюзия вполне может означать возможно более точное, до неразличимости, подражание тому, что есть, но вот сейчас и вот здесь невидимо.
Метафора же действительно означает перевод и как раз поэтому она здесь ни при чём. Художник не "переводит на другой язык", а высказывается на своём, самом для него точном и способном к решению поставленной задачи.
Незачем усложнять, короче.
- "Иллюзионный" принцип налицо в экспонатах музея восковых фигур.
А в живописи - в картинках-обманках.
«Художник не "переводит на другой язык", а высказывается на своём, самом для него точном и способном к решению поставленной задачи»
Можно и так сказать. Все равно понятие "иллюзия" малоуместно. Лучше "воссоздание". Образ - это воссоздание жизни вещи в иных реалиях.
- Мы ведь говорим здесь не об образе, а только о стиле, и даже ещё уже, только об одной из составляющих стиля, о рисунке. Целью которого искони (задолго до всех музеев восковых фигур и так наз. картинок-обманок) был не "перевод на другой язык", а самое прямое, бесхитростное создание иллюзии формы.
Кстати, функция моленного образа В ОСНОВЕ СВОЕЙ есть как раз функция картинки-обманки, если не бояться слов.
- «Кстати, функция моленного образа В ОСНОВЕ СВОЕЙ есть как раз функция картинки-обманки, если не бояться слов»
Правильно ли я поняла Вашу мысль, что цель - создать ИЛЛЮЗИЮ присутствия?
- Правильно.
Исконные христианские практики иконопочитания (частично уже отпавшие) напоминают об этом тем, кто забыл или до сих пор не понял.
- В нашем молитвенном общении со Христом и святыми, их присутствие реально. Это не иллюзия.
Никак не состыковать это с функцией икон как картинок-обманок.
Простите.
Ну, короче, как всегда. Меня за рукав, а я отзываюсь. Мне грозят пальчиком, а я наскоро соглашаюсь - да, да, всё правильно, туда и идём. Но этот номер не проходит. Меня уже уверенно, с полным на то правом останавливают, сажают в калошу, срезают по всем пунктам и тычут носом в мою бездуховенность.
А я, значит, не отбириваю никс и как некузявая усяпываю с напушки мммквю с клямс отбябякивать.
А почему, собственно? Нет уж, запощу я это всё. Пусть френды и прохожие разбираются, кто тут кузявая, а кто нет.