восемь ошибок из музея Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне

Dec 05, 2024 11:57

Не помню уже, когда и от кого я слышала (помню только, что не в курсе Восточного Искусства в АХ, точно нет) исламско-богословскую байку, что-де мастер орнамента всегда НАРОЧНО делает в нём адну ашибку, адну! чтобы божэупаси не слишком приблизиться к совершенству Аллаха.



Байка прелестная и, я бы сказала, какая-то православная (Смирение как Главная Дурость Добродетель), но в ней содержится дивная проговорка по Фрейду - она по умолчанке предполагает, что мастер не делает НЕВОЛЬНЫХ ошибок, так что без этого сознательного самоуничижения он не на шутку рисковал бы сделаться совершенным как Аллах. Забудет ошибиться - ифсё, сравняется с.

На самом деле же, конечно, и ошибки в восточном орнаменте - вполне невольные, и их всегда больше одной. И они бывают крупные и мелкие и мельчайшие и вот прям нано-ошибки, заметные одному Аллаху.
Вешаю несколько прекрасных примеров.
Все примеры отличного качества, старинной школы, не позже начала 19 в., нефтяной магнат Галуст Гюльбенкян мусора в коллекции не держал. Так что это будут не ошибки, а сплошное щастье. сплошные высокие примеры с тем не менее очевидными (ну, для меня) ошибками.

Каждую картинку вешаю дважды, можете сами поискать ошибки на первой, а уж потом проверить себя на второй.
1




Справа бутончик влип в гирляндочку (то, что зовётся "поцелуйчиком"), и тюльпанец вышел слишком тяжёлым и полностью лёг на поле талерки, не выйдя попкою на откос ея. А всё потому, что художник правша, и правые нижние элементы менее удобно красить, руке опоры нет.

2




Правая половина вышла более пустой, чем левая, цветочек, который субдоминанта справа, - жидковат по сравнению с левым.

3




Массивные кроны кипарисов (как и гранатовых цветков внизу) уехали слишком близко к раю краю.  А пересекающие их синие "огурцы" легли прямо на ребро тарелки, и совпали с контуром крон, как бы явившись их частью.

4




Правая ветвь раздвоенного кипариса, вместо того чтоб плавно и равномерно сужаться кверху, сжалась и раздулась.
Это, между прочим, опять естественный эффект праворукости автора. Был бы левшою - было бы наоборот.

5




Боковые гранаты въехали в центральный гранатоцвет, тарелка перерезалась пополам массивным тёмным пятном - тем более перерезалась, что детальки внутри него очень сближены по тону, хотя и разнятся по цвету.

6




Почти идеально, вот только торчок торчит, добавленный для заполнения слишком широкого поля между пальметтой-доминантой и белой спаржей-гирляндой. Поле-то заполнилось, но вот торчок  - торчит!

7




Нижняя раскоряка - слишком белая и массивная, рвёт борта тарелки.
Верхние тюльпаны - вообще загадко, будто другой рукой накрашены, они совсем не, как это по-рюсски? не флюидные, а ломкие и будто из картона, плоско-белые, в то время как весь остальной орнамент, за счёт отличной каллиграфии контуров и грамотной посадки деталей, производит впечатление объёмного.

8




Розочка сломана об край тарелки!
И поцеловалась со стеблем!
А слева тюльпан с листьями поцеловался. Справа, впрочем, тоже, но справа в щёчку, а вот слева прямо взасос.
Ну и внизу - центральное влагалище (ботанический термин) запутанное, перебило и запачкало динамику развития стеблей.

=-=   +   -=-=    +   -=-=   +   -=-=
При этом, разумеется, - всё это шедевры. Особенно потому, что всякий рисуется заново из головы наизусть и без права на поправки. Т.е. что нарисуешь с первой попытки, то и останется в веках, покрытое глазурью и запечённое в печи.

Со всеми ошибками, большими, малыми, малюсенькими вплоть до нано-ошибок, потому что кто ж без греха, кроме Аллаха.

тнеманро ерномант, pré-académie, азиаты мы, трава, сосуды скудельные

Previous post Next post
Up