фотошопизм в православной иконописи

Mar 04, 2024 12:46

Начну издалека, от истоков фотографии -

Глаз импрессиониста (паки на всякий случай - я уважаю УМЕНИЕ отцов-основателей оного движения передавать видимый мир ловким подбором оптических иллюзий, но нахожу губительной их ДЕКЛАРАЦИЮ сознательного и нарочитаго построения образа на основе рандомной суммы оптических иллюзий) - так вот, глаз конченного, отпетого импрессиониста жрёт (и потом, посредством кисточки, изрыгает) эти самые иллюзии, уже не смогая ничего сверху - потому, кстати, и само направление выдохлось, изошло пеной импотенции в рекордные сроки, как только вымерли его отцы-основатели с крепкой академической закалкой.

(крепкая академическая закалка - это возможность в любой момент вернуться к предмету, от суммы иллюзий - к предмету, к своей идее о предмете, к контролю над ситуацией.)

Но это всё в прошлом, даже конченный отпетый импрессионизм - в прошлом. Фотография (которая в своё время как раз и толкунула европейскую культуру в импрессионизм), вернее, техника фотографии сделала невероятные успехи, и я вам уже немножко рассказывала по тэгу «на мельнице у Матюши», как нынче учат рисовать . Поколение, пользующееся фотографиями беспредельной моментальной точности и беспредельного разрешения,  поколение, уже имеющее в анамнезе и импрессионизм, и всякого рода постимпрессионизм, и гиперреализм, учат рисовать всё так же на основе механических оптических отображений, но к механическому их воспроизведению - как то началось ещё со времён импрессионизма - в наше время прибавился ещё и механический же способ обработки, на манер фотошопных фильтров.

Фотография (которая, яссенпень, есть конечная Истина и пречистейший единоправедный Источник образа) невоспроизводима кисточкою, ну или сильно многотрудоёмкозатратно воспроизводима, поэтому прогоняем её через фильтр упрощения, в каковом фильтре не должно быть и тени стилизации. У вас, салаги будущие дипломированные мастера кисти, не должно быть никаких предвзятых идей по переработке фоточки (а весь мир есть фоточка, весь мир есть референс, так это у них теперь называется) в картинку-кисточкой. Никаких - кроме вот этой самой вставки нужного фильтра вам в, ээ, полушария. Например, из фоточки делаешь картину маслом. Или картину акварэлью. Или - этот курс я сама прошла - чорным контуром чтоб по белому. Или (отдельный курс) чорным пятном по белому. Или в три цвета. Как-то так. Выбираешь паттерн глумления над невинным случайным механически снятым с натурки референсом - и вперёд. Ничего личного, ага.

Я назвала бы это стилистическое направление, эту школу - вернее, антишколу, вместошколие, разрушающее не только умение создавать картинку при помощи того или иного хорошо выученного культурного языка, но и разрывающее все остаточные связи с такими языками, с самой возможностью членораздельно говорить, а не гавкать, не блеять, не реветь, не выть, не квохтать - ФОТОШОПИЗМОМ.

Дорогая френдесса, спасибо ей и поклон за труды по сбору труднодоступной инфы, делится у себя некоторыми специфическими продуктами этого направления, особенно прелестными оттого, что эти продукты являются иконами, ога, по своему сюжету, по месту размещению и назначению в хозяйстве они являются православными иконами. Да, по большей части церквы в глубинке фотошопизмом ещё не затронуты, по большей части оне украшаются более или менее народно-промышленной халтурой, недоучившейся псевдопоствизантийским банальностям. Но  я про казусы поинтереснее - а именно когда локальные богомазы бывают вынуждены работать с академическим иконным наследием. В сельских церквах ведь сплошь и рядом понасохранялось академических девятнашек, подваснецовских, а то и подбрюлловских-подбрунических, на которые в своё время не польстились разборчивые комиссии по изъятию. И вот на них-то (на их «реставрации», на дописывании недостающего, на изготовлении «точеных копиев») с подкупающей откровенностию вылезает магистральное, вылезает главтренд современного обучения ширнармасс рисунку-живописи-композиции.

Эти люди (которым всё же в их теперешних эбенях таки доступно неизмеримо больше информации, чем было доступно в своё время и в моих эбенях мне, красавице), этилюди и к святым иконам подходят с точно таким же инструментарием, что и к любой фотке, которую им поставлена задача механически прогнать через заданный несложный фильтр.

Я хочу сказать, вот эта хвигура с распятия - это уже не привычный нам всем в нынешних святых иконах народнопромышленный матрёшечный пошиб, и не привычный (тоже отвратительный, но искренний) околоакадемический дилетантизм. Это новое, совсем новое.





Этот христосик нарисован в точности так, идеально так, как меня целый год обучали в раённой академии, в точности так, как рисовали (и в настоящую минуту рисуют) мои тамошние однокурснички.
Это не посконый примитивный поствизантинизм.
Это не портяночный блатной академреализм.
Это чистой воды фотошопизм, прилипчивая стилистическая гнусь, стыдная болезнь, которой стыдно болеть в европейской столице, да, - но болеть ею в эбенях, да ещё и в церкви, просто смертельно.

Вэлкам ту зе клаб, низимной  православный образ, о котором официальное "богословие иконы" с серьёзными щами впаривает, продолжает впаривать, будто он всегда жил своей отдельной стилистической жизнью. Напрямую с неба по специальной трубе качаемой.

К вам явно другое качают, аццы. По другой трубе. Которую вы даже на своей территории не можете как-то заткнуть, ибо вам нечем.

туртоом, нетакстрашен импрессионизм какегомалютки, грани примитива, школа

Previous post Next post
Up