Посвящаю моим товарищам.
Чтобы как следует увидеть предметы этого мира,
нужно разглядывать их наоборот. (Грасиан)
Официальный приём в роскошной зале. Над всем этим нависает надпись «Фонд добрых дел Гиперкорп». Между вечерними платьями дам и смокингами кавалеров промежуточное положение занимают ризы пары священников. Идёт непринуждённая беседа. На переднем плане два джентльмена: Сергей Накладный (молодой элегантный мужчина) и Борис Петрович (имеет вид добродушного генерала в отставке).
Борис Петрович: Отличный вечер, Серёжа.
Сергей: Спасибо, Борис Петрович.
Борис Петрович: Ты уж не сердись, что я к тебе, хозяину, так за панибрата.
Сергей: Что вы, что вы.
Борис Петрович: Я ведь тебя ещё (показывает) вот таким помню. (Похлопывает Сергея по плечу) Очень мы с твоим отцом дружили. Более того, мы вместе работали. А это в то время значило очень многое. Время было неспокойное. Страна трещала по швам, нужно было что-то делать. Коммунисты чуть было снова не прибрали всё к рукам. Да, если б мы тогда с твоим отцом растерялись, не сидели бы мы вот так и не пили шампанское.
Сергей: Кто не рискует...
Борис Петрович: Это верно, Серёжа. Твой отец был сильным человеком, он не боялся рисковать. А опасность была огромная. Люди повылезли на улицы, требовали, сами не зная чего. И если бы мы с твоим отцом не загнали этих крыс обратно в свои норы, они бы сожрали всё, а нам остались бы только коммунальные крохи. Иногда необходимо быть жестоким.
Сергей: Я понимаю, Борис Петрович.
Борис Петрович: Мне кажется, ты не совсем хорошо это понимаешь, мой мальчик. Я, конечно, не говорю, что нужно людям в задницы бутылки загонять, это уж перебор. Менты разучились работать, ловят кого попало, а потом чистосердечное выколачивают. Это всё от бессилия и непрофессионализма. Прав был тот, кто сказал «всё решают кадры».
Сергей: Вам не хватает специалистов?
Борис Петрович (усмехается): Мы всё ещё скованы некоторой отчётностью, мы запутались в бюрократических процедурах... Скажи, а ты слышал что-нибудь о Капитане Мраке?
Сергей: Совсем немного, да и то - от вас. Может быть, ещё шампанского?
Борис Петрович: С удовольствием. (лакей подаёт бокалы) Вот какие люди нам нужны: изобретательные, смелые, не боящиеся поступать по собственному усмотрению. Если бы несколько таких капитанов появились в девяностые, мы бы быстро поставили криминал на место. Кстати, кажется в последний раз этот таинственный герой орудовал на твоей территории. Не он ли справился с маньяком-экологистом... как его... Фловером?
Сергей: Я, кажется, ещё не познакомил вас с моей невестой, Дианой.
Борис Петрович: Ещё не имел чести. Надеюсь, у вас всё серьёзно?
Сергей: Время покажет. А вот и она. (Подводит Бориса Петровича к эффектной светской красавице) Диана, это Борис Петрович, генерал МВД.
Борис Петрович (добродушно): В отставке. Приятно познакомиться. Серёжа, у тебя отличный вкус.
Сергей: О чём это ты так увлечённо рассказывала подругам, зайка?
Диана: Вы не представляете, я ехала сюда на автобусе. (С иронией) Незабываемые впечатления!
Сргей: Что же стало с машиной, которую я тебе подарил?
Диана: О, милый я отдала её на покраску после того случая со старухой.
Сергей: Бомжихой, которая полезла под колёса и поцарапала тебе капот?
Диана: Может быть она напоминала не бомжиху, а училку, не знаю. Но машина об неё поцарапалась, а ведь ты выбрал для меня такой актуальный цвет. Чуть не убила эту дуру на месте!
Борису Петровичу становится скучно, он отходит под каким-то предлогом.
Сергей: В итоге ты поехала на автобусе?
Диана: Представь себе, со всей этой голытьбой.
Сергей: Почему же ты не взяла такси?
Диана: Решила вспомнить детство. Ты же знаешь, я такая непредсказуемая.
Сергей: Учти, ты должна быть сегодня в форме. Сама знаешь, что нам предстоит аукцион.
Диана: Я помню, милый, всё будет хорошо.
Сергей и Диана целуются. К ним подходит Рустам.
Рустам: Сергей! Это твоя новая пассия? (Сергей представляет Рустама Диане) Поздравляю. Смотрю, тебе везде везёт. Подруга - красавица, на производстве всё тихо, а я вот никак своих рабочих успокоить не могу.
Сергей: Опять бастуют? (Рустам разводит руками) Ну, это из-за менталитета, видимо. У тебя народ южный, горячий.
Рустам (мотает головой): А у Федотова на шахте что? Все русские. Всё равно бастуют.
Сергей: Федотов не понимает, что людей лаской надо брать. Тогда всё нормально будет.
Диана: Людей? Видела я этих шахтёров по телевизору - просто ужас!
Сергей: Милая, сходи-ка к подругам, нам с Рустамом нужно поговорить. (Диана отходит, с ней принимается любезничать Борис Петрович)
Рустам: Я знаю, за что тебя любят. Ты усыновил этого мальчишку.
Сергей: Не усыновил. А нанял личным шофёром.
Рустам: Не скромничай. Кто он был такой? Кем бы он был, если бы остались живы его родители? Голодранцем. Выучился бы на ремонтника и всю жизнь копался в грязи. А ты, Сергей Накладный, хозяин «Гипер-корп» практически ввёл его в свой дом, поступаешь с ним, как с равным.
Сергей: Его родители работали на меня.
Рустам: Да мало ли таких? Хотя, конечно, люди тебя теперь очень уважают. Ведут себя тихо. А мне что прикажешь делать?
Саргей: Рустам, ты бы ларьки возле строек ставил, что ли. Надо снижать напряжённость.
Рустам: А кто будет снижать издержки?
На сцену поднимается музыкальный коллектив.
Музыкант: Добрый вечер, дамы и господа. Вас рада приветствовать рок-группа «Человек-невидимка». По просьбе нашего горячо любимого Сергея Владимировича мы исполним наш старый хит «Разницы нет» (группа играет)
Разницы нет между чёртом и богом -
Они заодно в своём цирке убогом,
Меж добрым копом и злобным копом
Целый Освенцим секретно закопан,
Чёрное древо, белое древо,
Корень один у последних и первых.
Вот какой диалектический фатум:
Ты против бедных? Стреляй по богатым.
Нет смысла играть с отражением в покер,
Под маскою Бэтмена прячется Джокер.
Один банки грабит, другой ими владеет,
А после драки деньжата поделят.
Во время проигрыша Рустам: Что это за чушь они поют? «Стреляй по богатым»! Разве тебе приятно такое слушать?
Сергей: Ничего ты не понимаешь, Рустам, это же не в прямом смысле, а в метафорическом. У «Человека-невидимки» много таких песен, я по ним ещё с детства тащусь. Тогда и представить не мог, что смогу их себе заказать на вечер.
Но ты хочешь стать выше, ты хочешь стать круче,
А метод единства и борьбы не изучен,
Стать выше надуманных противоречий,
Понять игроков и на гибель обречь их,
Выйти за рамки чужих декораций
И зрителей следом увлечь постараться.
Чтоб вместо оваций послышались залпы,
Чтоб deus ex machina мёртвый упал бы.
Аплодисменты. Группа начинает играть медленный инструментал.
Рустам: Слушай, Сергей, объясни мне, что такое «деус экс махина».
Сергей: В древнегреческом театре, когда действие заходило в тупик, или героям угрожала опасность, на сцене появлялся какой-нибудь герой или бог, который всех спасал. А для пущего эффекта, при его появлении использовались различные технические навороты. Вот это и называется deus ex machina - бог из машины.
Рустам: За что тебя уважаю, так это за то, что с тобой всегда интересно поговорить.
Сергей: Всегда любил искусство и философию. Даже взял под крыло один гуманитарный институт.
Рустам: Ну, вот этого совсем не понимаю. Другие покупают себе инженеров, программистов, врачей, наконец! Они могут изобретения делать. А что тебе с историков и философов?
Сергей: О, брат... История и философия это огромная сила. Она ещё сослужит нашему обществу ценную службу.
Рустам (смеётся): Ты идеалист, Сергей.
Подходит менеджер: Сергей Владимирович! (Рустам дипломатично отходит)
Сергей: Говори, Витя.
Менеджер: Из профсоюза передают, что рабочие готовятся к забастовке.
Сергей (вздыхает): Надо искать компромисс. Постарайся решить всё миром. Сейчас у меня нет на это времени. Поговорим чуть позже.
Рустам подходит к юноше, который о чём-то говорит с лакеем: Так это ты, приёмыш Сергея?
Юноша: Меня зовут Юрий. Я работаю на Сергея Владимировича.
Рустам: Ха! Это называется «работаю»? Вот у меня на стройках мужики работают - я с них семь потов сгоняю. Плачу нормально, но о твоей жизни они и не мечтают. Ходишь в новых костюмах, живёшь в особняке с таким человеком! Послушай, мальчик, ты должен быть очень благодарен Сергею за то, что он с тобой сделал. Много детей остаётся сиротами: производство - вещь опасная, но только тебе так повезло. Сергей... Сергей Владимирович очень золотой человек. Ты должен его ценить и быть благодарным.
Юра: Я благодарен, благодарен.
Рустам хлопает Юру по плечу: Не сердись, парень, меня просто раздражает аллергия. Здесь кажется пахнет краской.
Юра: Аллергия - это болезнь богатых, я о ней ничего не знаю. (Покидает залу)
Музыкант на сцене: А сейчас наш радушный хозяин Сергей Владимирович сделает объявление!
Сергей поднимается на сцену: Дорогие друзья! Как вы все знаете, наш сегодняшний вечер посвящён благотворительности. Всех нас волнует судьба беспризорных животных, в первую очередь, собак и кошек. (начинается демонстрация слайдов с бездомными кошками и собаками) Посмотрите на этих несчастных малюток. Порой им нечего есть, их обижают хулиганы, без нас у них нет будущего. Мы за решение проблемы бездомных животных города гуманными средствами. Присоединяйтесь к нам, ведь только вместе мы сможем помочь животным! (показ слайдов прекращается) Сегодня вы уже сделали немало пожертвований, но я хочу предложить вам ещё одну форму помощи братьям нашим меньшим, аукцион. На торги выставляется ужин вместе с моей девушкой, фотомоделью Дианой! (на сцену поднимается Диана) Итак, дорогие джентльмены, назначайте свою цену. После нашей свадьбы, такого шанса у вас уже не будет.
Светские львы предлагают внушительные суммы: 100 000... 200 000... 300 000. Внезапно раздаётся голос: «Миллион!» Все удивлённо расступаются, в центре зала оказывается человек, на котором фрак сидит как-то неуместно.
Менеджер Рустаму: Откуда у него такие деньги? Это ведь обычный художник. Его и пригласили только потому, что он оформление делал.
Художник (расслышав эти слова, сбрасывает фрак и оказывается в заляпанной красками рубашке): Да, я настоящий художник! И потому, оформление, которое я делал, скрывает в себе больше, чем кажется. Вы не понимаете, что красота - это прежде всего целесообразность строения, приспособления к определённому назначению. А назначение у неё вот какое!
Художник вынимает пульт, нажимает кнопку, и в бутафорских колоннах, в картинах на стене, открываются дверцы и из них появляются вооружённые дубинками и ножами бандиты. Их предводитель похож на Пьеро, носит театральную маску.
Лицедей: Какое общество! Я подумал, что лучший подарок друзьям, это ты сам. Что же вы не рады, господа? Настало время секса, наркотиков и рок-энд-ролла!
Сергей: Эй, кто ты такой, и чего тебе надо?
Лицедей: Можешь называть меня Лицедей. Чего мне надо? Небольшой налог на роскошь в пользу голодающих артистов. Принимаются наличные, а также драгоценности.
Сергей: Полегче приятель! Мы эти деньги не на улице нашли, а заработали своим трудом.
Лицедей: Значит, теперь моя очередь немного подзаработать. (вынимает пистолет) Приступим к сборам!
Борис Петрович: Да ты знаешь, кто я такой?
Лицедей: Старая калоша - вот ты кто. Дорогу молодым и сильным, так нас учит закон природы. (Отталкивает Бориса Петровича)
Сергей: Я вызываю охрану!
Лицедей: Не спеши, мой сладкий. (Художник передаёт Лицедею пульт) Усилиями моего верного художника и моим инженерным гением весь этот дом превращён в огромную механическую ловушку. (Нажимает кнопку, все двери и окна автоматически закрываются, слышится щёлканье замков) Как говорится, наедине со всеми.
Сергей: И что же ты будешь делать, если мы откажемся выполнять твои требования?
Лицедей: Примерно следующее.
Нажимает на кнопку, под ногами Сергея распахивается люк, и он падает в отверстие. Испуганные возгласы дам, присутствующие начинают наполнять сумки бандитов. Внезапно свет гаснет.
Лицедей: Эй, я не выключал свет. Что за...
Голос: Тебе не кажется, Лицедей, что ты перешёл черту?
Бандиты включают фонари и шарят ими по стенам и лицам людей.
Лицедей: Кто это? Вообще-то я здесь звезда, это моё шоу!
Голос: Больше не твоё.
В лучах фонарей мелькает чёрный силуэт. И каждый раз выстрел Лицедея не достигает цели. Смех, голос: «Попробуй ещё раз».
Лицедей: Мало кто доживал, до моего выхода на бис!
Борис Петрович: Это Капитан Мрак!
Слышатся удары, некоторые из бандитов падают оглушённые.
Лицедей: Сейчас это будет капитан уголь. Парни, подожгите что-нибудь! (Лицедей и художник поджигают шторы, зала озаряется, публика кашляет и прижимается к полу) Ха-ха! Да будет свет! (В блеске пожара виден облачённый в чёрное герой) Вот он, вперёд, ребята!
Чёрный Рыцарь разбрасывает бандитов. Лицедей собирается стрелять, но у него закончились патроны. Капитан Мрак ударом вышибает у него пистолет и пульт, подступает к поверженному врагу.
Капитан Мрак: Кто ты? Сними маску.
Лицедей (декламирует, краем глаза следя, как к пульту подбирается художник):
Снимаю маску, но под нею нет лица,
Я жил для тех, кто мог наивно верить гриму,
Ликует зал, я им сыграю подлеца:
Шуты и мертвецы позор не имут.
На последних словах художник нажимает кнопку, одна из статуй оживает и хватает Капитана Мрака.
Лицедей хохочет: Вот и весь герой! Но прежде, чем я покончу с тобой, необходимо выбрать путь отступления и того, кто пойдёт со мной в качестве заложника. (Его взгляд падает на Диану) И победительница сегодняшнего шоу - Диана! Она отправится в фантастическое свадебное путешествие с величайшим актёром современности.
Художник: Ты что, сошёл с ума? Лучше взять генерала. Он наш враг.
Лицедей: Если революция не приносит мне удовольствия, на кой чёрт она нужна? Не терплю конкуренции на сцене.
(Угрожающе надвигается на художника)
Художник: Но как же наши идеалы?
Лицедей (назидательно): Вера в идеал - не просто слепота. Вера в идеал - это трусость.
Медленно сжимает пальцы на шее художника. Тот роняет пульт. В этот момент из темноты выскакивает некто, хватает пульт и встаёт у статуи. Это классический помощник супергероя.
Капитан Мрак: Просто разбей его, юнга!
Помощник разбивает пульт. Объятия статуи разжимаются, звучит сирена, включается свет и пожарная сигнализация, включившаяся вода тушит огонь. Капитан Мрак укладывает бандитов приёмами рукопашного боя. Однако Лицедей и художник успевают скрыться через одну из потайных дверей, прихватив с собой сумку с ценностями. Как всегда, после драки появляется полиция и начинает забирать побеждённых бандитов.
Борис Петрович подходит к Капитану Мраку: Ты нас всех спас, Капитан Мрак.
Капитан Мрак: Не стоит благодарности. Мы сделали то, что должны были, правда, юнга?
Борис Петрович: Но разве ты не покажешь нам своего лица?
Капитана обступают спасённые, аплодируют, наперебой уговаривают открыть своё лицо. Больше всех усердствует Диана. В это время юнга подкрадывается к выключателю. Свет гаснет. Когда свет снова зажигается, ни Капитана, ни юнги нет.
Борис Петрович: Куда он делся? Вот дьявол.
Диана: О, нет, он настоящий ангел-хранитель.
Рустам: Отправился надрать задницу другим негодяям.
Борис Петрович: Кого-то он мне напомнил... Не так уж много крепких мужиков осталось в наши дни.
Менеджер: А где же Сергей? Где Сергей Владимирович?
Из дыры в сцене выбирается Сергей, отряхивает пыль. Все бросаются к нему.
Сергей: Похоже, я что-то пропустил?
Диана: Ах, зайчик, ты, как всегда пропустил самое интересное. Уже представляю что расскажут в новостях. Надо бы привести себя в порядок к их приезду.
Борис Петрович: Здесь был Капитан Мрак.
Сергей: Как, тот самый?
Борис Петрович: Да, мой мальчик. Тебе везёт. Похоже, он взял тебя под своё крыло.
Сергей: Надеюсь, всё же, не только меня, но и весь город.
Борис Петрович: Ну, нет, уж позволь городом заниматься моим парням. Мне нужно срочно ехать. (подаёт Сергею руку)
Сергей: А я думал это один из ваших. (пожимает руку Борису Петровичу. Тот присматривается к Сергею)
Борис Петрович: Надо будет навести справки... Ну, до встречи, Серёжа. (Выходит, на ходу отдавая распоряжения полицейским)
Появляется Юра: Подать машину, Сергей Владимирович?
Диана: Да, уедем отсюда, Сергей.
Сергей: Хорошо. Ты в мойку ездил сегодня?
Юра: Сергей Владимирович, сделайте скидку на обстоятельства.
Сергей: Что ж, обстоятельства действительно исключительные. Едем.
Подзывает менеджера, даёт распоряжения и выходит вместе с Дианой и Юрой.