Ножи

Jan 07, 2011 18:22

Эпиграф:
Мама Рудика: Витя, не надо торопится, и потом для рыбы есть специальный нож.
Витя: Я забыл какой.
Мама Рудика: Остолоп. Все утро тебя учила. Что подумает о тебе наша гостья?!
Рудик: Позвольте, я вам осетринки положу?
Катерина: Нет! Мне рыбы нельзя! У меня на нее аллергия. Да. Судороги начинаются!...И вообще, когда я к вам шла, я пообедала...
(к/ф «Москва слезам не верит»)


1. Вот вам и Европа. Опа!

Осенью я побывала с сыном в России. Мы приехали, и нас пригласили сразу в гости на празднование дня рождения. Как говорится, с корабля на бал... Что я теперь живу в Германии и что прилетела вчера, были осведомлены, конечно же, все приглашенные на этот день рождения.
Мы пришли с сыном в назначенный час, все гости были уже в сборе. Все (независимо от возраста, надо отметить, что собралась компания от десяти до восьмидесяти лет) начали нас, иностранцев, с любопытством рассматривать. После некоторого молчания должны были последовать расспросы. Вступать в дискуссию на предмет - где лучше - мне не хотелось, не хотелось сравнивать Россию и Германию, и давать приз Германии или России. У меня не было никакого желания отвечать на вопросы типа «Ну вот скажи, что у нас здесь не хуже, чем там, а даже лучше...», или «Да что уж там такого особого может быть, чего нет у нас...», или «А тебя мучает ностальгия?», или «А вы еще не пожалели, что переехали? Назад не собираетесь, я читала о том, что столько семей назад из Германии вернулось, что там русских не любят и преследуют, издеваются над ними, используют как рабов, вот в «Комсомольской правде», например, писали об этом, а в этой газете пишут только правду...», или «А вы в квартире евроремонт или обычный ремонт сделали?»
Мне вспомнилось, как моя бывшая коллега, переехавшая когда-то в Канаду на некоторое время, приезжая в гости в Магнитку, рассказывала всем, о том, как в Канаде плохо, тяжело и невыносимо жить. Всем так нравились эти рассказы, и когда коллега сообщала, что ее мужу продлили договор еще на год, все ей так сочувствовали и переживали за нее... «Вот умеют же люди находить нужные слова», - подумала я. Оглядев всех собравшихся на этот день рождения, я поняла - расспросов мне не избежать. И мне не оставалось ничего другого, как брать инициативу в свои руки, и я начала:
- Вы знаете, какой ультрасовременный аэропорт построили в Москве! Шереметьево просто не узнать, пять лет там было совсем все не так.

- А какие помидоры у вас выросли, у нас таких нет!

- А сколько солений на столе, обалдеть! Как давно я наших уральских соленых помидор не ела!
...
Народ выпил по стопочке, расслабился. Все отметили, что мы с сыном ничем особым не отличаемся, и одежда у нас - ничего особенного, и мальчик говорил, как все по-русски, и мог ли он по-немецки было всем неясно, и сотовые были у нас простенькие, а не айфоны. Выпив еще по одной стопочке, народ переключился на свои проблемы, и мы перестали быть в центре внимания (как показалось нам). Мы попробовали местные салаты, различные закуски. Подали горячее, мой сын начал сосредоточенно смотреть на тарелку с куском мяса, я поняла, что он сидел и размышлял: «А как это есть без ножа?» Я сказала ему негромко, чтобы не привлекать особого внимания: «Сейчас я принесу, что тебе нужно».
Я встала из-за стола и направилась на кухню на поиски ножа, но меня остановили, поинтересовавшись: «Ксения, а вы на сколько приехали?», только я открыла рот, чтобы ответить, как услышала, как моего сына спросили:
- А ты че сидишь и ничего не ешь?
И он честно ответил:
- А я не знаю, как это есть без ножа. Раз ножа нет, я лучше совсем есть не буду.
- Вот барин еще нашелся, - раздалось с негодованием.
- У тебя же есть вилка, - тамада вечера решил прийти сыну на выручку. - Вот так цепляешь мясо и ешь, - сыну демонстрировалось, как можно обойтись без ножа.
- Ну что понял? Я хоть научу тебя есть, ведь не маленький же уже, и куда твои родители только смотрят, ребенок не умеет есть! Ну что ты не ешь то? Еще раз показать?
- Да нет, спасибо, я просто не хочу, - дипломатично ответил мой сын.
- Как так не хочешь? Мясо совсем не попробовал, - разочарованно произнесла хозяйка дома.

- А что ты всегда ешь при помощи ножа и вилки , - поинтересовался кто-то у моего сына.
- Да, - ответил он.
- Дома вы каждый день едите ножом и вилкой? - недоверчиво переспросили сына.
- Да.
- А что у вас каждый день гости или праздник какой, - уточнил кто-то из присутствующих.
- Мама всегда все приборы на стол подает, и с гостями, и без. И так делаю, если я на стол накрываю.
За столом наступила тишина.
Я вернулась с небольшим кухонным ножом, и соображала, как перевести разговор на другую тему.
- Ну ладно, что уж нам рассказывать, что ты без ножа есть не можешь. А как же ты в школе ешь? Будут вам в школе ножи подавать, ага. Ты в школе постоянно голодным остаешься? - «поймали» вдруг моего сына.
Сын оглядел всех и так недоуменно произнес:
- В школе я тоже ем, пользуясь ножом, ну если только, конечно, суп дают, то тогда без ножа.
- Ксения, это правда? Или он просто тут перед нами...
Мне так хотелось ответить «выпендривается», но я этого сделать не могла.
- Да, в школе , в столовой, есть ложки, вилки и ножи. Дети во время обеда используют эти приборы.
...
- Ну, бля.., то есть блин, Европа, опа. Куда нам до них, - заметил кто-то с горечью в голосе.
«Да, надо же было так выпендриться, и ведь не собирались же из «толпы» выделяться...», - подумала я.

2. «Куда нам до России...»
В три года мой сын пошел в немецкий детский садик. В садике им рассказывали, что все культурные и воспитанные люди едят при помощи ножа и вилки. Воспитательница особо подчеркивала, что использование этих приборов во время еды полезно также и для здоровья, ведь, если не пользоваться ножом, и засунуть в рот большой кусок, то можно подавиться, задохнуться, и, не дай Бог, ... умереть.
Наш сын отходил полгода в детский садик и мы узнали, что перед рождеством было запланировано всей группой пойти на обед в ресторан (соседний ресторан выступил с такой инициативой, спонсорство в виде рекламы, или, может быть, кто-то из родителей нашел таких спонсоров, если честно, я уже точно не помню). Готовясь к этому «походу», воспитательница говорила детям: «В ресторане вы все должны будете вести себя как взрослые и есть, конечно же, пользуясь ножом и вилкой. Как иначе? В ресторане по-другому нельзя». Эти занятия не прошли даром.
После рождества Филипп пригласил моего сына в гости поиграть. Мама Филиппа должна была забрать обоих пораньше из садика, чтобы у них было побольше времени поиграть. Так она и сделала, только я не знала, что она решила устроить обоим сюрприз и заехать сначала в Макдональдс, купить им, что они пожелают. Когда мама Филиппа «вернула» мне сына назад, она рассказывала мне с огромными глазами:
«Мы приехали в Макдональдс, Филипп так обрадовался, а твой сын не проявил никаких эмоций. Вообще, он не знал, что заказать. Я заказала им обоим картофель фри. Твой сын спросил: «А где же ножи и вилки? Что их здесь не подают?» Он долго и задумчиво смотрел на картофель, а потом спросил: «А как это есть без ножа и вилки?» Я сказала: «Руками», он так удивленно посмотрел на меня, и есть отказался. Я погрузила их в машину и повезла домой, захватив с собой купленный картофель фри. Дома я выдала твоему сыну необходимые приборы. Я как вспомню эту сцену, мне дурно становится. Мой сын приборами не владеет! Филипп так и ел картофель фри руками. А твой сын медленно, не выпуская вилку и ножа из рук. А еще говорят, что русские бескультурные. Вот она культура. Оказывается, русские даже в Макдональдсе едят, пользуясь ножом и вилкой. Куда нам до России! Как это вы сына научили так обращаться с приборами? Я вот Филиппу все рассказываю, рассказываю, показываю, показываю, а он чихал на нож и вилку".
Я попробовала объяснить маме Филиппа, что мы с сыном ни разу не были в Макдональсе, что он просто картофель фри ни разу не ел и просто не знает, что его в Максональсе обычно все едят руками, поэтому он и ел его, пользуясь ножом и вилкой. Но она не слушала меня, все делилась своими впечатлениями и тарахтела без пауз:
"Воспитатели в детском садике на родительском собрании нам рассказывали, что детям в садике разрешается есть картофель фри руками, это нормально... А ваш сын ел его ножом и вилкой... Можно же руками, а он при помощи ножа и вилки... Ножа и вилки... Ножа..."
«Надо же было так выпендриться!» - подумала я.

в России, Сын, Заметки о жизни в Германии (дневник)

Previous post Next post
Up