В Гамбурге в Deichtorhallen проходит выставка «Poul Gernes: Retrospektive».
Вот здесь директор DH рассказывает о выставке (на немецком)
http://www.deichtorhallen.de/664.html, там же можно увидеть несколько работ с выставки.
Я обошла все залы. Разноцветные круги, квадраты, кресты, линии, точки. Разноцнетные лодки, стулья, флаги, ведерки, коробки. Скульптуры из мрамора, гипса, проволоки, тряпок, бронзы, деревянных ящиков, картонных коробок. Черные квадраты в разноцветных рамках.
Красный, синий, желтый, зеленый, черный, бордовый, оранжевый, фиолетовый, белый... и немного розового. На этом ярком фоне скульптура „Little Rosa“ выделялось своей «бледностью» (здесь есть две фотографии этой скульптуры).
Пол Гернес экспериментировал не только с красками. Он устраивал перформансы и заснял их. Сделал гипсовый слепок своей задницы, также сделал серию фотографий «задней части» (так стоит в каталоге) нескольких людей: со сдвинутыми ногами, немного раздвинутыми и раздвинутыми.
Гернес придумал также свои варианты флагов для европейского содружества.
Вчера в 12 часов привели группу детского сада посмотреть эту выставку (дети пяти лет, 15 человек, подготовительная к школе группа). Воспитательница начала экскурсию:
- Всем остановиться, близко к картине не подходить, вообще к картинам не подходить, ничего руками не трогать. Теперь посмотрите направо, видите эти линии, видите, какие насыщенные цвета использовал художник, видите, как он эти линии скомпоновал.
Дети смотрели на эти линии безучастно.
- Вы тоже будете сегодня рисовать всевозможные линии, - воспитательница пыталась мотивировать детей рассматривать картины более внимательно, - правда, рисовать их мы будем позже, после обеда. Посмотрите, какую своеобразную стену придумал художник. Кто может мне сказать, сколько кубиков понадобилось Полу Гернесу для создания этой стены?
…
«Это вообще-то коробки, а не кубики», - подумала я про себя.
- Никто ответить не может, - заключила воспитательница. - Тогда скажите, какие цвета использовал художник, создавая эту экспозицию?
- Красный и синий, - несколько детей ответили одновременно.
- Хорошо, только когда вы собираетесь ответить, не надо выкрикивать, а надо дать мне знак, что вы хотите ответить и ждать, когда я назову того, кто будет мне отвечать. Фин, я не сказала, что вам нужно, хм, можно идти дальше. Всем стоять.
На удивление дети послушно стояли и слушали реплики воспитательницы. «Дети какие-то неживые, как куклы, уж слишком послушные», - подумала я.
- Посмотрите еще раз на эту стену, - воспитательница продолжала экскурсию, - а теперь все вместе переходим в другой зал. Эмили, ты отстаешь, всем остановиться вот здесь. Марк, во время экскурсии вам нельзя болтать. Посмотрите на меня, я начинаю рассказывать о следующей картине... Стоп. Всем стоять, я не сказала идти дальше...
«Не мой стиль», - подумала я, - «даже если это и пятилетние дети. Это больше похоже на общение с дрессированными собачками: «Стоять, лежать, бежать, стоять...»»
- Посмотрите, желтое на желтом..., - воспитательница не закончила свое предложение.
- Всем стоять! - раздалось на весь музей.
Дети, увидев скульптуру «Little Rosa» (обнаженную женщину, державшую в одной руке платье), рванули к ней, на голос воспитательницы никто не реагировал. Дети обступили скульптуру:
- Смотрите, она же совсем голая! - выкрикнул один из мальчиков.
- Смотрите, какой у нее пупок!
- Пупок как у меня, - заметила одна из девочек.
- И у меня такой же, - подхватили другие дети.
- А вот здесь, смотрите! - каждый тыкал, указывал пальцем на «низ живота».
- Всем вернуться назад! - раздался голос воспитательницы.
На ее команду никто из детей не прореагировал, они стояли и рассматривали скульптуру дальше.
- Смотрите, какой узор у нее тут.
Надо отметить, что волосы на лобке действительно были изображены своеобразно, как узор на замороженном окне (сказочные цветы-деревья).
- Я же вам сказала стоять. Куда же вы убежали? - воспитательница попробовала вступить в диалог с детьми.
- А попа у нее странная. Я думал, что обе половинки должны быть одинаковыми, - заметил один из мальчиков.
- Всем вернуться! Я еще вам кое-что хотела рассказать, - воспитательница не сдавалась.
Дети не двинулись с места, они рассматривали грудь обнаженной «женщины», заглядывали между ног, приседали на корточки и разглядывали попу снизу и сбоку.
- Ну, хорошо, раз мы уже в этом зале, то посмотрите направо, на шахматные фигуры из мрамора, - пошла на компромисс воспитательница.
Никто из детей даже головы не повернул в сторону шахматных фигур.
- Посмотрите на левую стену, там висят картины разноцветных кружков, их мы будем сегодня рисовать, вам нужно запомнить эти картины.
Дети стали разглядывать «голубые» прожилки на груди обнаженной «женщины»:
- А почему здесь голубое? - задал кто-то вопрос.
- Вены, у моей мамы тоже так.
- Она пойдет сейчас купаться? - спросил кто-то из детей.
- Конечно, в море, - ответил кто-то из девочек довольно мечтательно.
- Скульптуры мраморных подушек вы уже видели? - раздался вопрос воспитательницы. - Смотрите, как интересно, на большой подушке лежит подушка поменьше, на ней - еще поменьше, следующая еще меньше, а самом верху лежит совсем маленькая подушечка.
- Она ночью так купается или днем тоже? - дети продолжали разговаривать между собой и стоять возле скульптуры.
- Художник экспериментировал не только с красками, смешивал различные цвета, посмотрите, какой черно-белый орнамент он придумал, вот там справа две картины, - воспитательница продолжала комментировать объекты в этом зале.
Дети вели разговор между собой:
- Если она будет стоять, наверное, у нее попа будет выглядеть по-другому, - вдруг произнес один из мальчиков. - Попа выглядит так, потому что она идет.
- Она стоит, - возразила ему одна из девочек.
- Нет, идет, - не сдавался мальчик, поэтому и попа такая...
- Мы задержались в этом зале слишком надолго, - прервала размышления детей воспитательница. - Нам надо переходить в следующий зал.
Никто из детей не двинулся с места.
- Сара, ты берешь Тома за руку, - скомандовала воспитательница. - Фин, ты Юлию, Марк, ты... И мы все вместе переходим в следующий зал.
Дети продолжали стоять возле скульптуры.
- А там буби-вини- крести-черви, - раздался вдруг мальчишеский голос.
- Откуда ты знаешь, что эти фигуры так называются? - тут же спросила одна из девочек.
- Знаю и все, - ответил этот мальчик.
- Я тоже знаю, красное сердце - это...
- Вы прекратите болтать или нет? - грозный голос воспитательницы прервал начавшуюся дискуссию детей о картах. - Беритесь за руки, пойдемте в следующий зал.