Письма из прошлого, написанные для будущего.

Apr 15, 2018 14:06

После переезда из одного класса в другой я наводила порядок в своем новом кабинете. В одной из коробок я нашла папку с сочинениями, которые не принадлежали ни мне, ни моему классу. Сочинения на тему «Каким я вижу себя через 10 лет» были написаны детьми из параллельного класса четыре года назад.
Я прекрасно помнила, когда они писали это сочинение. Я стала классным руководителем одного из пятых классов. Должна была вести уроки математики в 5а и в 5б. В первую неделю учебного года мы знакомились с нашими пятиклассниками. Я посетила несколько уроков в параллельном классе, чтобы поближе познакомиться с детьми, у которых я буду преподавать математику. Моя коллега Сабрина - классный руководитель параллельного класса посетила несколько уроков в моем пятом классе, чтобы познакомиться с детьми, у которых она будет преподавать немецкий язык. На одном из уроков дети из параллельного класса писали сочинение «Каким я вижу себя через десять лет» или «Я через 10 лет», а потом каждый зачитал свое сочинение или рассказал, о чем он написал. Я не помнила, что они тогда рассказывали о своем будущем, но я помнила, что Сабрина осталась довольной проведенным уроком:
- Благодаря этому упражнению я с классом так хорошо познакомилась, я всех поближе узнала, теперь знаю, о чем они мечтают, к чему стремятся. Зря ты у себя в классе подобное упражнение не провела.
- Ты знаешь, я пока не знаю, чем они сейчас живут, поэтому на будущее я не замахиваюсь. С настоящим бы разобраться.
В конце второй четверти пятого класса мы с Сабриной отвечали за проведение дня открытых дверей для будущих пятиклассников. Сабрина представляла различные формы работы с детьми на уроках немецкого языка. В том числе Сабрина рассказывала о том, как она знакомилась со своим классом, и примеры сочинений «Каким я вижу себя через 10 лет...» у нее были под рукой в синей папке. В этот день Сабрине нужно было пораньше уйти, ее ждало знакомство с родителями ее будущего мужа. После дня открытых дверей я навела порядок в актовом зале и упаковала все материалы уроков, и я свои, и Сабрины, в одну коробку. Так синяя папка с сочинениями ее детей оказалась у меня. Про эту папку я забыла, а Сабрина о ней тоже не вспомнила, потому что ее жизнь наполнилась другими событиями. Сабрина готовилась к переезду, стать мамой. Позже она сменила школу, нашлась школа недалеко от ее нового дома со свободной ставкой для нее.
Я начала читать сочинения пятиклассников, которые про себя назвала письма в будущее. Мои глаза передвигались по строчкам, но у меня было чувство, что выслушиваю каждого написавшего сочинение. Я знала этих детей уже четыре года и за строчками сочинений узнавала каждого, мне знакома была их манеру мыслить, выражать свои мысли. Я увидела детей с другой стороны, узнала о них что-то новое. Удивительно, но дети тогда искренне написали о себе. Прочитав эти сочинения, я позвонила Сабрине:
- Привет, у меня появился повод тебе позвонить. Я нашла папку с сочинениями твоих детей. Помнишь, четыре года назад в своем бывшем классе ты провела сочинение на тему «Я через 10 лет». Выкинуть эти сочинения у меня рука не поднялась. Если хочешь, я тебе их перешлю, придешь на выпускной вечер и вручишь лично в руки каждому написавшему.
- Ты их сохранила, ты и вручай. Я уверена, они будут рады получить сочинения из твоих рук. Ты права, до выпускного осталось недолго ждать, всего два года.
- Нет, нет и еще раз нет. Ты у них это сочинение проводила, ты и вручай. Потом это твой класс был, а не мой. У своих я такое сочинение не проводила, они могут обидеться, что у меня работы параллельного класса хранились, а в своем родном классе я никаких сочинений не проводила.
- Так ты проведи в своем классе такое сочинение, и у тебя будут работы и из своего класса, и из параллельного.
- Нет, со своими я сочинение на эту тему писать не буду. Я несколько лет назад дала себе обещание, таких сочинений больше не проводить.
- Почему?

- Если хочешь, я расскажу. Окончив институт, я поступила в аспирантуру и начала работать в педагогическом институте. У меня появилась своя группа, которую я курировала. Со студентами мне повезло. Студенты этой группы отличались и «умом, и сообразительностью», они творчески подходили ко всему. В своей первой группе на практическом занятии по педагогике я провела сочинение на тему «Каким я вижу себя через 10 лет...» Даже не могу объяснить, почему я тогда выбрала эту тему. Возможно, после очередного вечера выпускников, за проведение которого наша группа была ответственна, я решила, что, встретившись с выпускниками через 10 лет, было бы замечательно им что-то «подарить», вручить, отдать сохраненное, а именно частичку из их прошлого. Или мне просто хотелось узнать, видят они себя будущими учителями или нет. Теперь неважно, почему я решила провести это сочинение. Важно другое. Один студент сдал мне чистый лист бумаги, на котором стояло только его имя, написанное черное пастой и обведенное в рамку. Надо отметить, что он все писал только черной пастой. Имя свое он обвел этой особенной рамкой, потому что ему нужно было чем-то заняться, пока все писали сочинение. На каждом дальнейшем практическом занятии, я ему напоминала о невыполненном им задании - о ненаписанном сочинении. Он молча выслушивал мои замечания, но на следующем занятии сочинения не сдавал. На зачете, когда я снова завела речь об этом сочинении, он мне заметил: «Вы не можете говорить, что я не выполнил это задание. Я сдал вам чистый лист, и могу обосновать почему. Возможно, через 10 лет мы с вами вообще не встретимся, может так случиться, что вы будете жить не здесь, и вообще на вечер встречи выпускников не придете. Или меня не будет в этом городе, и я не приду на вечер встречи выпускников. Возможно, через десять лет я начну жизнь с чистого листа, поэтому мой чистый лист, сданный вам, будет очень актуален».
Во время зачета я только пожала плечами. Никуда уезжать я не собиралась, а собиралась оставаться в этом институте всерьёз и надолго. Но как видишь, я живу здесь, в Гамбурге, а не в городе, в котором я родилась и училась. На вечера встреч выпускников родного вуза я не хожу, хотя периодически получаю приглашения на них. Слетать в Россию на вечер выпускников на один день - это просто нереально. За один день до родного города я не долечу, а на больше меня никто в середине учебного года не отпустит. Мой бывший студент, сдавший мне когда-то вместо сочинения чистый лист, тоже на вечера выпускников не ходит, но не потому что он живет далеко от родного города, он... трагически погиб. После института он открыл собственную фирму, женился, у него появился ребенок. Все было хорошо. Однажды в кафе он сделал замечание парню, который хамски, нецензурной бранью, разговаривал со своей беременной девушкой. При выходе из кафе его ждали. 17 ножевых ранений. Во время операции он умер, остановилось сердце...
Про сочинения «Каким я вижу себя через 10 лет», проведенные в этой группе, я забыла. Вспомнила про них много лет спустя и нашла их так же, как и твои сочинения, перебирая коробку с бумагами. Я навещала своих родителей, и мама попросила меня, отсортировать бумаги, которые хранились у нее еще со времен моей аспирантуры: «Ты живешь там, а твои бумаги лежат здесь. Определись, нужны они тебе или нет. Если нужны - забирай, если нет - выкидывай». Перебирая свои университетские наработки, я наткнулась на сочинения своих первых студентов. На так называемые письма из прошлого, написанные для будущего. Перечитывая сочинения, я вспомнила каждого из своих студентов. Вдруг мне на глаза попался чистый лист с именем, написанной черной пастой и обведенной в рамочку… В голове промелькнуло: «17 ножевых ранений… Он не выжил...» И именно тогда, ты понимаешь, что я сказала себе: «Больше никаких сочинений на эту тему».

Университет, Воспоминание, Личное обо мне, Заметки о школе

Previous post Next post
Up