Живя в Германии, можно было уже давно забыть о празднике 23 февраля и 8 Марта. Многие из наших немецких друзей, знакомых об этих праздниках вообще не знают, те, кто в курсе, что 8 Марта - это Международный женский день, за праздник его не считают. Так что можно жить себе потихоньку и не напрягаться. Но нет! Только услышу слово «февраль» сразу в голове звучит: «Ведь от тайги до британских морей Красная Армия всех сильней!»
Конец февраля и начало марта в школе всегда были для меня самыми загруженными.
Только заканчивались одни мероприятия, нужно было тут же начинать готовиться к другим. Среди них были конкурс газет ко Дню Советской Армии и Военно-Морского флота, а потом конкурс газет к Международному женскому дню, конкурс «А ну-ка, парни!», а потом конкурс «А ну-ка, девушки!», зарница, смотр строя и песни, концерт для пап и, конечно же, концерт для мам, поздравление одноклассников, учителей. Поэтому февраль у меня в школьное время всегда ассоциировался с 23 февраля, с Днем Советской Армии и Военно-Морского флота, а март - с 8 Марта, с Международным женским днем, как было принято его называть.
Я помню, как с первой недели февраля мы все были в мыслях о том, какой род войск будем представлять на смотре песни и строя. Вспоминали, кто недавно вернулся из армии, у кого в семье хранится военная форма, у кого из соседей, друзей, знакомых можно будет на время одолжить пилотку, бескозырку и воротники, шлемы и т.д. «Захватить» - одолжить форму нужно было как можно скорее, чтобы опередить другие классы. Иначе - «кто не успел, тот опоздал...» После сбора «трофеев» уже можно было определяться, какой род войск мы будем представлять, доделывать форму, тренироваться маршировать.
Особенно хорошо помню подготовительную кампанию к этому мероприятию в первом классе, хотя и прошло ровно тридцать лет с того момента. Родители «насобирали» бескозырок, поэтому было тут же решено, что мы будем моряками, да и на пении мы как раз разучили песню «Бескозырка белая, в полоску воротник...», можно сказать, нам очень повезло. Наша классная руководительница, Валентина Андреевна, объявила нам, что командир - это лицо отряда. Мы стали думать и решать, кого выбрать из мальчишек командиром, но окончательный выбор сделала Валентина Андреевна. Все мальчишки должны были выучить текст рапорта и дома потренироваться отдавать команды, а на следующий день был устроен просмотр, сейчас бы это называлось кастинг, и мы 12 раз (потому что у нас в классе было 12 мальчишек) выслушали рапорт и команды. Нашего мнения никто не спросил, а классная руководительница просто объявила: «Павел Кравцов будет командиром отряда». Вспоминая тот день, я почему-то сомневаюсь, что отрапортовал он действительно лучше всех. Он очень стеснялся, команды отдавал нечетко, зато был выше всех в классе. Сейчас я понимаю, что на выбор Валентины Андреевны повлияло еще и то, что Пашкина мама была учительницей нашей школы, она преподавала в старших классах и могла бы, точнее сказать, была готова с ним все отрепетировать, что она и сделала. После решения организационных вопросов началось самое "интересное" - мы маршировали почти каждый день: то учили речевку, то отрабатывали повороты, то учили перестраиваться в две шеренги, а потом в три, то петь и одновременно маршировать. В общем, с «водопада падали, сидели на мели... а сколько песен спели... а сколько...»
Наши «соседи» тоже усердно репетировали. Проходя мимо, можно было услышать, как тренируется другой первый класс: «Мы - красные кавалеристы, и про нас былинники речистые ведут рассказ - о том, как в ночи ясные, о том, как в дни ненастные мы смело и гордо в бой идём». Честно сказать, у них не получалось маршировать и петь. Надежда Павловна пропоет, покажет, как идти и петь нужно, а они повторить не могут. И вот снова и снова: «Мы - красные кавалеристы, и про нас...» Пару раз мы пытались им подпевать, а Надежда Павловна обиделась, сказав, что мы срываем им репетицию.
За день до «парада» нам выделили полчаса (а может всего пятнадцать минут) на репетицию в спортивном зале, и мы тренировались в форме. Важно было приготовленную форму не порвать (у некоторых она была бумажной) и также двигаться в форме слаженно и четко.
Наконец, 23 февраля настал, и мы отмаршировали на «параде», все повернулись в нужную сторону, даже Любка не прозевала. Как другие классы отмаршировали, мы не видели, просто не было возможности всем находится в спортивном зале, мы ждали в коридоре, ждали долго: сначала пока все отмаршируют, потом подведения итогов и решения жюри. Наконец, все классы пригласили на общее построение, и главнокомандующий парадом, военрук нашей школы, огласил результаты - наш класс был выбран лучшим отрядом.
Свобода?
Вечером нам предстояло еще поздравлять пап, на вечер было назначено чаепитие-концерт для пап. Все это время, параллельно с подготовкой к смотру песни и строя, мы разучивали стихи и песни о Советской Армии для пап, мастерили для них поделки-подарки. Какие стихи мы читали нашим папам тридцать лет назад, как я не напрягалась - не смогла вспомнить, а вот одну из песенок помню хорошо:
«Сколько песен мы с вами вместе
Спели маме своей родной,
А про папу до этой песни
Песни не было ни одной!
Припев: Папа может, папа может, все, что угодно,
Плавать брассом, спорить басом, дрова рубить!
Папа может, папа может быть кем угодно,
Только мамой, только мамой не может быть! - 2 раза
Папа дома - и дом исправный,
Газ горит и не гаснет свет,
Папа дома, конечно, главный
Если мамы случайно нет!
Припев
И с задачкою трудной самой
Папа справится, дайте срок!
Мы потом уж решаем с мамой
Все,что папа решить не смог!»
Припев
Для мальчишек мы тоже готовили сюрприз. Они не должны были о нем догадываться, мы скрывали от них, как партизаны, что им тоже готовили подарки. Помню, как Илья Серов в тот день огорошил меня. Он рассказал мне, как соседке по парте, что не придет сегодня вечером на чаепитие. Я спросила: «Почему?», он сказал: «Че я приду один, когда все с папами придут». Его папа от них ушел, и Илье было стыдно без папы приходить на этот праздник. А я не знала, что сказать ему. Проболтаться, что его на чаепитии ждет подарок - я не могла, вдруг бы он сказал об этом другим мальчишкам. Мне было обидно, что он решил не приходить, а изменить я ничего не могла.
В конце чаепития мы с Наташкой Коньковой раздавали мальчишкам подарки. После вручения подарков Валентина Андреевна подошла к нам и сказала: «Серов не пришел на праздник - значит останется без подарка, нечего было от коллектива отрываться». Я замерла с его подарком в руке и, видимо, очень широко открыла глаза, не знаю наполнились они слезами или нет. Учительница коротко взглянула на меня и тут же добавила: «Ксения, ты была ответственна за упаковку подарков. Вот и зайди к Илье домой, занеси ему подарок и поздравь его от всех нас. Ну, а теперь соберись, тебе еще заключительное стихотворение читать...»
На следующий год мы пели:
***
«Солдаты, в путь, в путь, в путь!
А для тебя, родная,
Есть почта полевая.
Прощай! Труба зовёт,
Солдаты - в поход»
А потом:
***
«У солдата выходной - пуговицы в ряд
Ярче солнечного дня золотом горят.
Часовые на посту - в городе весна,
Проводи нас до ворот
Товарищ старшина, товарищ старшина.
Идет солдат по городу, по незнакомой улице,
И от улыбок девичьих вся улица светла.
Не обижайтесь девушки, но для солдата главное,
Чтобы его далекая любимая ждала»
***
А потом как-то:
«Как будто ветры с гор
Трубят солдату сбор,
Дорога от порога далека.
И уронив платок,
Что б не видал никто,
Слезу смахнула девичья рука.
Припев:
Не плачь, девчонка, пройдут дожди.
Солдат вернется, ты только жди.
Пускай далеко твой верный друг,
Любовь на свете сильней разлук».
По песням, можно легко догадаться, какие рода войск мы представляли, хотя это уже и неважно.
Сейчас я часто думаю: «Что это было? И было ли вообще? Может быть я просто все выдумала, и этих смотров строя и песни не было и в помине?»
Но 23 февраля, просыпаясь, я снова слышу голос Пашки: «Отряд, налево, шагом марш, песню запевай!»