Originally posted by
rajon_pride at
По следам 23-го трамвая. Часть 2-я. Cт. метро «Динамо» - ул.Панфилова Этот репортаж является продолжением
предыдущего поста о путешествии по следам 23-го трамвая от бывшего кольца «Шмитовский проезд» до станции метро «Динамо». В данном посте речь пойдёт о втором участке нашей виртуальной прогулки по закрытой несколько лет назад из-за строительства ТТК и «Большой Ленинградки» линии московского трамвая - от станции метро «Динамо» до улицы Панфилова.
Напоминаю, что при создании данного рассказа были использованы материалы таких сайтов, как
http://tram.rusign.com/http://tram.ruz.net/http://23.tramway.ru/http://oldmos.ru/http://wikipedia.org/http://wikimapia.org/ Также, ещё раз хочется, выразить свою глубокую признательность автору сайта
http://tram.rusign.com/ Александру Елагину, без чьей помощи и любезно предоставленных фотографий и материалов создание данного поста было бы невозможным.
Также хочется ещё раз выразить благодарность авторам снимков с сайта
http://oldmos.ru/ и других источников, в частности А. Шанину, Ю.Акимову, Д.Касаткину, Е. Куйбышеву и другим авторам, чьи фотографии были использованы.
Ввиду невозможности в некоторых случаях без риска для жизни в настоящий момент брать полностью совпадающие ракурсы (в особенности, на Ленинградском проспекте), хочу заранее попросить у читателей извинения за некоторые неточности.
Для лучшего понимания и ориентирования на местности ещё раз представляю Вашему вниманию схему маршрута 23 трамвая, датированную 2000 годом, с разбивкой по цветам, каждый из которых соответствует году снятия определённого участка. В этом посте речь пойдёт об участке севернее зелёной линии.
1. В прошлый раз мы с вами закончили наше виртуальное путешествие на остановке ст.метро "Динамо". С него сегодня и начнём наш маршрут. Трамвай № 23 у остановки. 8 мая 2002 года.
И современный вид. Повторить ракурс полностью сейчас весьма проблематично, ввиду большого количества автомобилей, несущихся на весьма высоких скоростях. 21 сентября 2012 г.
2. Проходим немного в сторону аэровокзала. Снимок сделан примерно в 1999-2000 гг.
Наши дни. Трамвая нет уже давно, под его бывшим полотном проложен автомобильный тоннель.
3. А вот какой раньше была Ленинградка. Я ещё успел застать её, конечно, не в таком виде, но достаточно зелёной. Больше её мы такой, наверное, не увидим никогда. 1968 г. ("Московские мотивы", изд. "Московский рабочий", 1969, фотограф Н.Рахманов).
А вот как она выглядит в наши дни.
4. Мы подходим к станции метро "Аэропорт". Трамвай 23-го маршрута отправляется с одноимённой остановки. Май 2002 г.
Сейчас нет уже ни остановки, ни спуска в подземный переход. Наверху теперь царство автомобилей.
5. Взгляд назад. Первая остановка в сторону области на этом участке называлась "Улица Лизы Чайкиной". Проезжие части проспекта на этом были участке расположены слегка на разных уровнях, в соответствии с рельефом местности. Перпендикулярная проспекту улица Лизы Чайкиной появилась на свет в 1961 году и была названа в память партизанки - Героя Советского Союза, погибшей в 1941 году. Март 2002 г.
Прошло чуть более 10 лет.
6. Трамвайный поезд напротив Чапаевского парка. 2000 г. Здание на заднем плане - ОАО «Опытно-конструкторское бюро им. А. С. Яковлева» - российское предприятие по разработке и производству авиационной техники. За время своего существования ОКБ им. А. С. Яковлева (ОКБ-115) выпустило свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных (основано в 1934 году, в 2004 году ОАО «ОКБ им. А. С. Яковлева» было поглощено ОАО «НПК Иркут». Персонал был сокращен в 4,5 раза (с 1400 человек в 2003 году до 311 человек), ликвидирована производственная база, распродана недвижимость. Позднее из остатков ОКБ был сформирован инженерный центр ОАО «НПК Иркут»).
12 лет спустя.
7. Остановка "Площадь Марины Расковой", у которой до 1979 года располагалось разворотное кольцо, впоследствии перенесённое на новое место у перекрёстка с улицей Алабяна, где оно пребывало до снятия в 2008 году. Площадь носит имя ещё одного героя - Марины Расковой, легендарной лётчицы тридцатых годов, погибшей в 1943 году и похороненной на Красной площади у кремлёвской стены.
Лишь "сталинки" на заднем плане не дают усомниться, что это именно то место, которое изображено на фото десятилетней давности.
8. А вот, собственно, то самое кольцо "Площадь Марины Расковой" (ранее - "Всехсвятское"), которое располагалось здесь до 1979 г. Существовало оно, по некоторым, данным, с 1920-х гг. Фото, предположительно, 1926 г. Для ориентира - в правом верхнем углу можно увидеть Храм Всех Святых во Всехсвятском (построен в 1733-1736 гг.).
9. И ещё несколько снимков советской и новой эпохи, которые в настоящее время повторить довольно-таки затруднительно в связи с потоком автомобилей и другого транспорта.
1967 год. Виден этот самый разворотный круг. Гидропроект ещё только строится.
10. Июнь 1973 года. Разворотное кольцо здесь также видно невооружённым глазом. Некоторое время, после того ,как убрали трамвайный круг, по словам очевидцев, на его месте заасфальтировали площадку напротив арки с выездом на Песчаную ул. для конечной остановки автобусов №№ 20, 26, 100 и 105. Позже, построив большой круг за Всехсвятской церковью, который и поныне существует, конечную остановку автобусов и добавив к ним троллейбусы, перенесли туда.
25 марта 1998 г. Остановка "Площадь Марины Расковой".
11. Посадка пассажиров в трамвай на остановке "Площадь Марины Расковой", на заднем плане можно увидеть троллейбус, выехавший с ул.Вальтера Ульбрихта (ныне - Новопесчаная) и пересекающий Ленинградку на зелёный сигнал светофора. Сейчас, как известно, такая организация движения канула в лету и троллейбусы 43 и 65 маршрутов вынуждены следовать к ст. метро Сокол через разворот у Аэровокзала. 1960 г.
Немного другой ракурс, поближе к Новопесчаной в наши дни.
12. Вид с чётной стороны Ленинградки. Ещё существует, уничтоженный в 2000-е, сквозной проездчерез Ленинградку, функционируют трамвайные пути. Атмосферу кадру также придаёт инспектор ГАИ с "железным конём" (кстати, вплоть до перекрытия движения с Новопесчаной левым поворотом к метро Сокол, будка с ГАИшником всегда была на этом месте. 1968 г.
Ну, и прошлая пятница. Час пик. Без комментариев.
13. Перейдём на нечётную сторону Ленинградки. Трамвай № 23 отправляется с остановки "Станция метро Сокол" в направлении Шмитовского проезда. 1991 г.
Сейчас это место оккупировали бомбилы, по большей части, нерусской национальности.
14. То же место. Немного другой ракурс. 15 июня 2003 г. Укороченный до 1-го Боткинского проезда трамвай маршрута 23 прибывает к остановке "Станция метро Сокол".
А сейчас здесь, как я уже говорил - бомбилы и несанцкионированная торговля, от которых, соответственно, грязь на тротуаре.
15. Сама остановка "Станция метро Сокол", которая была крайне удобно расположена сразу напротив вестибюля станции. Отлично видно, что маршрут востребован пассажирами. 2000 г.
Here and now...
16. Проходим немного в сторону кольца "Улица Алабяна". В далёкие 60-е, когда был сделан этот снимок, никто не мог и представить себе, как за полвека изменится Москва.
Сейчас на месте линии - автомобильный тоннель.
17. Трамвай пересекающий улицу Алабяна. (В 1962 году планировалось строительство трамвайной линии по улицам Алабяна и Народного Ополчения до Хорошевского шоссе, но этот проект так и не был реализован). Июль 2000 г.
А сейчас такой кадр уже не сделаешь, как ни бейся - получится что-нибудь в этом роде.
18. Трамвайное кольцо "Улица Алабяна". 1992 г. Уничтожено в 2008 году из-за строительства Алабяно-Балтийского тоннеля перспективного ЧТК (ныне, по новым проектам - Северо-Западной хорды).
Впрочем, движение сюда пока что обещают вернуть. И, ввиду, возвращения в минувшую субботу трамвая на Лесную улицу, в это хочется верить. Однако, встаёт вопрос об обрыве уже устоявшихся связей между районами, в том числе и новому маршруту 23-го трамвая из Михалково до кольца "Проспект Маршала Жукова" на Живописной улице. Ну а сейчас это выглядит как-то так.
19. Другой ракурс кольца. Вторая половина 90-х годов.
Без слёз нельзя смотреть во что этот милый скверик превратился ныне.
20. И несколько кадров с бывшей остановкой "Станция метро Сокол" (не та, что у метро, а та что с кольцом), которая была конечной для 6, 15 и 28 трамваев, ну и промежуточной для 23. Кстати, отсюда по Ленинградскому шоссе в сторону нынешнего района метро "Войковская" до своего закрытия в 1961 году шла линия трамвая, которая была перенесена на проезд 543 (теперь это улица Константина Царёва).
Трамвай № 28 отправился в путь в сторону "Проспекта маршала Жукова". Начало 90-х гг.
Посадка в трамвай 23. Этот снимок, судя по всему, сделан после 2004 года, когда трамвайное кольцо на Алабяна стало конечной 23-го трамвая.
И взгляд в другую строну. Шестёрка прибывает на свою конечную остановку из Братцево. 1987 г.
21. Начало Волоколамского шоссе. Остановка "Институт Гидропроект". 1987 г.
Наши дни. Справа построена эстакада. Но конца стройке пока не видно.
22. Уютненькая Татра у дома № 3 по Волоколамскому шоссе. 13 марта 1996 года.
Свято место пусто не бывает.
23. Потихоньку приближаемся к улице Панфилова. Взгляд назад. 6 июня 1998 года. Видно, что идёт ремонт путей.
А сейчас здесь нет путей. Их пространство используют автобусы, троллейбусы и, конечно же, автомобили.
24. Специальный трамвай поливает пути для очистки жёлоба от всяческого мусора рядом с остановкой "Улица Панфилова". 6 сентября 1995 года. Я тогда неделю отходил в первый класс, хех ;) Сейчас такой кадр не повторишь.
25. Буксировка в старое Краснопресненское депо неисправного подвижного состава. 6 мая 1992 года.
А сейчас этот путь ведёт в никуда.
26. 23-й трамвай следует в Михалково со стороны Шмитовского проезда. 12 сентября 1987 года.
Теперь всё изменилось и у 23-го другой маршрут.
27. А вот и 28-й следует по своему старому маршруту. 16 июня 1992 года.
А сейчас, спустя двадцатилетие такого маршрута просто не существует. Он был снят вместе с линией до Сокола в 2008 году. Остался только 28к, который ходит от "Проспекта маршала Жукова" до "Ст.метро "Щукинская".
28. Ну и, в качестве бонуса, покажу вам, как из-за двух чудаков на букву "м", которые столкнулись прямо на трамвайных путях у путепровода, встала вся линия. Сообщение между Щукинской и Войковской отсутствовало довольно продолжительное время. Улица Константина Царёва, пятница, 21 сентября 2012 года, час-пик.