ТОКСИКОЗ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ.

Sep 28, 2014 00:41

Начну с банального. Физика и психика у человека связаны. Непосредственно и тесно. Все физические симптомы и болезни имеют свою психологическую составляющую, свои психологические причины. Кроме того, насколько я вижу, именно психика (подсознание, душа) обуславливает состояние физического тела человека. И беременность тут не исключение.
Лучше всего механизм возникновения любой психосоматики описан в книге Вячеслава Гусева "Средство от болезней". Если совсем вкратце. "Болезнь - есть нарушение нормального (оптимального) способа реализации потребностей." (тут автор цитирует книгу «Общая патология человека» под редакцией трех академиков медицинских наук А. И. Струкова, В. В. Серова и Д.С. Саркисова.). "Потребность - объективная необходимость в веществах, энергии, информации, испытываемая человеком как живой системой… Потребности человека многообразны. Это различные материальные (пища, работа, отдых, предметно-трудовая деятельность) и духовные (знания, общение, художественное и этическое освоение мира, социальная активность личности) потребности". Потребность всегда первична. Чувства, эмоции, ощущения - это МАРКЕРЫ в поле потребностей. Т.е. они возникают при неудовлетворении или удовлетворении потребностей человека. В основе всех болезней лежат несфокусированные, неосознанные, неудовлетворенные потребности. Глубоко в основе. Докопаться до них мы можем с помощью наших чувств, эмоций и телесных ощущений.
Что же такое токсикоз?
На уровне ощущений - это тошнота, рвотные позывы, рвота, слабость, гиперчувствительность к запахам, еде.
На уровне эмоций - это отвращение.
Какова же работа такой эмоции, как отвращение? В чем ее суть?
Тут я хочу процитировать директора Белорусского Института Гештальта Игоря Погодина (книга "Диалоговая гештальт-терапия: психотерапия переживанием"). Глава "Отвращение как естественный регулятор степени присутствия.
Одним из важнейших факторов, регулирующих здоровое функционирование психики человека, выступает сохраненная у него способность к отвращению. Оно является в некотором роде предохранителем от пресыщения и коммуникативно-психологического отравления, риск которого время от времени появляется в процессе присутственного контакта с Другими. Возникающий в контакте психологический обмен способствует появлению множества новых феноменов, впечатления от которых требуют ассимиляции, происходящей, напомним, лишь при выходе из контакта и отдалении от Других. Разумеется, что объем накапливающегося в процессе контактирования неассимилированного психологического материала небезграничен. Превышение некоторого предела выносимости self чревато психологическим отравлением. Способность же к отвращению выступает естественным регулятором обменных процессов в контакте, являясь предохранительным клапаном, который блокирует контакт или ограничиват присутствие человека в нем при превышении некоторого экологичного для self предела."
Что же получается? В беременность у женщины значительно увеличивается чувствительность (естественно, для того, чтобы лучше справиться с задачей вынашивания ребенка). Наше отвращение сигнализирует нам о нашей потребности отдалиться, остановиться, погрузиться в себя, не поглощать непотребное нам. Когда у нас много контактов, в которых мы чувствуем себя не самым лучшим образом, или когда у нас в принципе много контактов в то время, когда есть потребность погрузиться в себя. Когда мы "переедаем" в контакте с другим человеком, в пище, в деятельности, в информации, возникает отвращение, как естественная реакция организма. Если этого "переедания" много, слишком много, возникает токсикоз.
Хорошим средством от токсикоза является чувствительность к собственным потребностям. Чего я хочу в данный момент? Начиная от физиологических потребностей организма (покушать именно вот это и вот это, принять такое положение тела, пописать и т.д.) и заканчивая более сложными (чувтсвовать себя любимой и принятой; сказать мужу, что мне так не нравится; танцевать). Чаще всего те потребности, которые про токсикоз, они будут про то, чтобы выйти из контакта, прекратить общение (это всегда можно сделать уважительно), перестать заниматься чем-то, перестать кушать что-то. Такова работа такого симптома, как токсикоз - сделать женщину более чувствительной к своим потребностям и потребностям будущего ребенка.
Однако не все так просто. Помимо работы токсикоза есть еще причины токсикоза. И это разное. И чаще всего вот то самое пресловутое "не принимает ребенка" в той или иной степени всплывает при психотерапевтической работе с токсикозом. И тут женщину нагребает вина и стыд! Типа, если не принимает, то плохая мать. Типа, обязана принимать! Ох, уж это общество с его впитанными с молоком матери стереотипами. В какое непомерное долженствование мы себя обрекаем.
Забеременнев, наше тело принимает внутри себя мужское семя, наш ребенок на половину состоит из совершенно другого человека - своего отца. Как так мы вменили себе в обязанность абсолютно безусловно его в себе принять?!
Кроме того, с возникновением и развитием беременности возникает и развивается конфликт потребностей матери и ребенка. И это совершенно естественно. Тот же Мишель Оден пишет об этом в своей книге "Научное познание любви". Довольно не редко бывает так, что потребности матери и потребности ребенка противоречат друг друг (и с рождением этот конфликт не прекращается). В умелом решении этого конфликта взросление женщины, ее духовное развитие. Однако, это очень не просто. И то, что мы любим этого маленького человечка, который растет внутри нас, чувствуем к нему нежность и благодарность за то, что он к нам пришел, ни коим образом не умаляет наших чувств по поводу того, как теперь изменится комфортная и привычная жизнь, наших страхов и наших сомнений, наших усилий на то, чтобы выносить и родить. Мы платим свою цену за этого ребенка. Эта цена бывает достаточно высока. Важно это осознавать. Важно осознать свои потери, признать свой выбор эту цену платить и оплакать все то, что теряем и от чего отказываемся, выбирая дать жизнь этому ребенку. Конечно, с этим ребенком мы много всего получаем. Однако, дары будут позже. В начале беременности для нас особо актуальны потери.
А бывает так, что не принимаем, потому что... страшно. Боимся потерять ребенка. Особенно, когда ранее были потери. Боимся любить, потому что очень больно терять. Или боимся не справиться и не быть ему хорошей мамой.
А бывает, что не принимаем потому, что свой перинатальный опыт всплывает и просто нет опыта, что можно быть принятой.
Скажу Вам больше. Любой симптом, любую проблему человека можно обозвать "не принимает чего-то там". Но именно в отношениях "мама-ребенок" это вызывает столько напряжения. Столько стыда, вины, обиды и соответственно желания доказать "Нет, я принимаю. Я - хорошая мама."
Женщины, материнство - это часто сложно. Женщины, мы имеем право не принимать своих детей. Не полностью принимать. Потому что именно с признания за собой этого права начинается работа с настоящими причинами конфликта, лежащего в основе любой психосоматики беременности, в том числе токсикоза.
И еще важно помнить о том, что по факту и по большому счету все-равно принимаем. Потому что тело принимает, хоть и рыгает, дальше, чем видит, пытаясь о чем-то нам расказать.
Важно понять о чем, о каких потребностях говорит нам наше тело своим симптомом, какой опыт поднимает, в какие чувства погружает. К счастью, лекарства от токсикоза не придумали. Даже в гомеопатии его нет. Не спроста. А значит не получится совсем не прислушиваться к себе и своему ребенку (хотя бы до такой степени, чтобы обеспечить выживание). Природа мудра.

Беременность, Психология, Психотерапия, МОЕ

Previous post Next post
Up