О "Елене" Звягинцева.

Nov 08, 2011 02:45

Посмотрела фильм Звягинцева "Елена", почитала комментарии в ЖЖ. В принципе, согласна с трактовкой почти всех образов. Елена - убийца, и никаким материнским чувством это не оправдывается. Она равнодушна к человеку, с которым живёт рядом много лет и который обеспечивает ей очень даже приличное существование, а от мужниных щедрот она успевает урвать и для бездельника сына, плодящегося, но не желающего ничего сделать для своих детей (этакое животное прозябание, когда кроме спаривания нет никаких других хотений); она слепа в отношении сына и его семейства (по-моему, она действует как робот с заданной программой: надо заботиться о своём потомстве любой ценой).  Муж тоже к ней равнодушен, она удобна ему во всех отношениях, за что он и платит. Ну, про внука-гопника писать вообще не хочется.
Но вот в ЖЖ очень часто пишут о жизнеутверждающем образе Кати. Мол, она правдива, безразлична к деньгам, справедлива в своих оценках (в частности, в оценке Елены). Катя, в общем, единственный живой персонаж.
 С такой трактовкой образа Кати я абсолютно не согласна. Хоть какими глазами на неё смотри, но это именно развязная хамоватая девица, которая очень тонко понимает, как подольстить отцу, чтобы тот не отстранил от денежной кормушки. И эпизод в больнице тому подтверждение. Сначала ершистая, постепенно Катя "как будто" становится сговорчевее, говорит о генах (хоть и дурных, но отец гордится такой дочерью, потому как себя-то он знает прекрасно и на свой счёт не обольщается), "соглашается" принять протянутую отцом руку. То есть она как раз  "делает брови домиком и шмыгает носом"(как было написано в одной из хвалебных - в адрес Кати - статей), но как бы с неохотой.
И с чего это вдруг возникло мнение, что она безразлична к деньгам? Видимо, фильм просмотрен не внимательно. Да она только об этом и говорит, когда появляется на экране. Она ничем не лучше сынка Елены. Только тот отталкивает не просто образом жизни, но и внешним неопрятным видом. А Катя эффектна, молода, привлекательна, хитра, хамит всем (что в наше время почему-то расценивается как свобода мнения), и вот её уже записывают в положительные героини.
Да, она новый тип. Да, "Еленам в платочках придётся не сладко", да и бог бы с ней, с Еленой, - заслужила. Но и остальным, неЕленам, тоже придётся терпеть этот новый беспринципный тип, народившийся в девяностые, впитавший безвременье начала двухтысячных, идущий по жизни без оглядки на человечность (ведь жалко известно где, Катя нам уже всё сказала, выдала, так сказать, свою жизненную программу) и привязанность к кому-либо (ах, это так немодно сегодня, это же просто какое-то душевное рабство - нести ответсвенность). У неё впереди прекрасная жизнь - для неё и ни для кого иного.

В фильме нет положительных или хотя бы хороших героев. Каждый герой-символ, герой-маска.

фильм "Елена", Звягинцев

Previous post Next post
Up