Незачем (граффити)

Sep 23, 2010 19:02

"Ешь людей", - ловко вывел белой краской на серой стене дома долговязый парень в темной спортивной куртке. Заметив меня, он украдкой спрятал баллончик в полиэтиленовый пакет, набросил на голову капюшон и скорым шагом направился к ближайшему входу метро "Новокузнецкая". Чтобы его нагнать и спросить: "Зачем?", мне пришлось почти бежать. На мое удивление он остановился, резко обернулся:

- "Зачем?", это не ко мне, - он усмехнулся, повернувшись ко мне лицом. На вид, казалось, ему не больше двадцати.
- Зачем нужно есть людей, - я попробовал конкретизировать вопрос.
- А-а-а, это... - улыбка слетела с лица. - Разве сам не видишь сам, что происходит. Все вокруг играют в какие-то странные жестокие игры, готовы сожрать друг друга ради денег, квартир, карьеры, да, пожалуй, и просто так готовы сожрать... Ну, мне некогда объяснять. Как-нибудь в другой раз.

"Другой раз" выдался через пару дней. Я просто набрал мобильник, который оставил Сергей (так он представился) Оказалось, что по образованию он художник-оформитель, родом из Белоруссии, а бежал в тот вечер на собеседование по поводу работы курьером (должность грузчика на книжном складе пришлось оставить: склад закрыли). Впрочем, по его словам, это "для заработка". А "для жизни" есть граффити. Когда я признался, что журналист и хочу написать заметку про его надписи, в трубке повисло молчание. Секунд через десять абонент шмыгнул носом и пообещал перезвонить...

На встречу вечером он привел Галину - милую семнадцатилетнюю брюнетку-дизайнера ландшафтов. Она немного прихрамывала: подвернула ногу, прыгая с моста на парапет в районе Пятницкой. Просто показалось, что за ее художеством наблюдают менты:
- За граффити могут штрафануть, а могут и в обезьянник...
- Но с нас ведь много не возьмешь, - перебил Сергей. - Ну сто рублей в карманах найдут, ну триста... Кстати, мы пока еще померзнем на Пушке. Должен подъехать Дима - он тоже художник и граффити занимается уже много лет.
- Ага, - кивнула Галина. - Он меня на целых десять лет старше... К слову, вот и он, легок на помине.

На просьбу принести большой чайник "зеленого с жасмином"; и пару порций яблочного пирога, официантка небольшого бара кивнула, и нехотя побрела прочь.

- Мы вовсе не алкоголики и не наркоманы, как о нас пишут в прессе, - в ожидании чая раскуривал Parlament Дима.
На худого блондина ростом метр девяносто Сергей и Галя смотрели с уважением.
- Впрочем, друг друга различаем в толпе по особому блеску глаз. Вот по тебе видно, что к граффити никакого отношения не имеешь.
Выяснить "почему" - мне так и не удалось.

- В любом городе мы легко находим"своих", чтобы у них вписаться, а может и поучаствовать в акциях, -продолжал он, принимая сладости из рук официантки. - Вот вчера к нам приехали друзья из Саратова. У них граффити рисуют в городе человек сто, не меньше. Что говорить о Москве...
Чай не заставил себя долго ждать. Что до твоего вопроса "Зачем есть людей?" - я, как и Сергей, тебе на него не отвечу. Наше дело ведь не отвечать на вопросы, а их задавать. Зачем по всей Москве в разных вариантах красуется "No future forever" ("будущего не будет никогда") - тоже не объясню. Кстати, "зачем" - самый известный тег за последние несколько лет. Есть знаменитая группа художников под названием "Зачем" - читал наверное.

- Художники граффити - очень разные. Дима, отхлебывает горячий чай. - Есть те, что расписывают старые заводы или дома под снос. Есть те, которые месяцами разрабатывают дизайн тегов, а потом за большие деньги расписывают ими особняки на Рублевке. Но для большинства все-таки главное - сама акция: в людных местах под носом у обывателей быстро и красиво нарисовать несколько букв - свой тег - и скрыться. Причем, это не просто какая-нибудь надпись "Здесь был Вася", а хорошо продуманная картинка. Особым шиком считается тег-ругательство: если какую-то подпись народ еще может одобрить: "как красиво мальчик тут нарисовал", то на мат на стене - однозначно отреагирует бурей негодования... Кстати, тут недавно одна известная партия заказала нашим свою "наглядную агитацию" по всей Москве в стиле граффити. Пообещали краски и денег. Насчет денег - не знаю. Краски точно дадут. Могу себе представить, что из всего этого получится.

По словам ребят, художники граффити обычно очень дружны, но иногда и между ними случаются "войны". К примеру, в Европе был культовый тип, который на любой стене, расписанной умопомрачительными урбанистическими картинами-граффити норовил поставить свой тег "fat cap" - на сленге это значит колпачок-распылитель на банке с краской для широких линий. За "вандалом" буквально была открыта охота, но это лишь придало ему славы.

Еще несколько лет назад "граффити" были своеобразной формой протеста. На стенах Европы и Америки в стиле граффити писали "Свободу Тибету" или "Руки прочь от Ирака". Москвичи от западных коллег не отставали. Самой громкой акцией, которую СМИ превратили в большое событие, стал "налет" художников на здание Макдоналдса на Старом Арбате, где на стенах и стеклах вывели краской "Go Vegan" и "Go Vega".

- То был протест не сколько против убийства животных, сколько против общества потребления в целом, - Дима уже серьезен. - Но это тогда мало кто понял из обывателей.

Сейчас, по его мнению, лозунги художников с успехом перекочевали в стан политиков и рекламщиков. В конце концов граффити стало частью этого самого общества потребления, с которым боролось.

Брешь между политикой и шоу-бизом оказалась для граффити очень мала, Но выход был. Именно поэтому несколько лет назад на стенах домов и в транспорте появились риторические вопросы типа "Зачем". Но вскоре группа московских художников "Зачем" стала буквально культовой, и, как в свое время куваевская Масяня, превратилась в часть столичной поп-культуры. "Зачем" приглашают в телешоу, они расписывают центры современного искусства и выполняют коммерческие заказы. Глядя на это их коллеги этой весной придумали новый тег: "Незачем". Сколько он проживет, Сергею, Диме и Галине - все равно. Пока граффити для них - это, прежде всего, праздник и удовольствие, они вполне способны балансировать между политикой и шоу-бизом, не пятная себя ни тем ни другим. Им нравится долбить головы обывателей риторическими вопросами в заборных надписях.

- Возможно, когда мы станем старше и обзаведемся детьми, все будет иначе, - с грустью говорит Дима. - Но сейчас о будущем не задумываемся, незачем.

Previous post Next post
Up