Психотерапия: на сессиях и между ними

Aug 28, 2013 10:41

Меня часто спрашивают о том, что именно происходит на психотерапевтических сессиях. Психотерапевт и клиент разговаривают о жизни клиента. Они договариваются об определенном времени встреч, клиент приходит в психотерапевтический кабинет и проводит там определенное время в беседе со своим психотерапевтом. В моем кабинете, как и во многих других, находятся несколько удобных кресел, расположенных так, чтобы можно было вести разговор лицом к лицу. Клиентом психотерапевта может быть как один человек, так и пара, семья или  несколько членов семьи.

О чем идет речь на приеме? Первая и несколько последующих встреч обычно посвящены сбору первичной информации: что происходит, как переживается происходящее, какие объяснения человек себе дает сам, какое поведение он выбирает, что ему помогает, что нет, что похожего происходило с ним (с ними) в прошлом. Важными являются вопросы индивидуального развития и личной истории, личные особенности, особенности персональной ситуации и окружения, стиля жизни. Из такого рассказа становится понятнее, что движет поступками клиента, как он оценивает свою ситуацию и состояние, какими психологическими ресурсами он располагает. В это же время определяются цели и задачи данной конкретной терапии: что человек (или пара, семья) хочет изменить или чего достичь, и как именно будет понятно, что желаемое достигнуто.

Психотерапия располагает обширнейшим набором методов и техник в рамках различных психологических и терапевтичеких школ. Выбор конкретного метода терапии может определяться как профессиональной принадлежностью тераписта к той или иной школе, так и типом запроса клиента, особенностями его психологической и реальной ситуации. Многие тераписты сегодня работают в мультимодальной манере. Это означает, что в их профессиональный репертуар входят инструменты различных психологических школ. Если терапист считает, что его подготовка не дает ему возможности помочь клиенту, он направит обратившегося к специалисту подходящего профиля.

Встречи с психотерапевтом, или психотерапевтические сессии, обычно продолжаются около часа (45, 50 или 60 минут) и происходят раз в неделю. Это так называемый “стандарт индустрии”. При необходимости в такой формат вносят изменения. Длительность самой терапии зависит от того, какого рода проблемы хочет разрешить клиент, в каково его состояние и ситуация. Чрезвычайно важным фактором является готовность и решимость клиента к деятельному участию в терапии на сессиях и между ними.

Что означает “деятельное участие клиента” в терапии между сессиями? Многие психотерапевты рекомендуют, а зачастую и настаивают на выполнении клиентами определенных так называемых “домашних заданий”. Отчет о выполнении этих заданий ожидается от клиента на следующей сессии, течение которой часто может быть скорректировано в зависимости от того, было ли задание выполнено и как успешно прошло его выполнение. Если же задание выполнено не было, то некоторое время может быть потрачено на выяснение причин и обстоятельств невыполнения. Хотя не все тераписты (и не всегда) используют систему “домашних заданий”, она набирает все большую популярность.

Что такое “домашние задания” и чем они хороши? На основании того, что терапист видит в состоянии клиента и что сам клиент хочет изменить или развить, терапист может рекомендовать целый спектр различных действий, которые должны выполняться в перерыве между сессиями.

Смысл этого в том, что для того, чтобы начать движение к изменению, нужно двигаться и пробовать нечто такое, чего раньше делать не доводилось, а если и доводилось, то несистематически. Чтобы движение было уверенным и в нужную сторону, для начала нужно понять и осознать в какой точке мы находимся в данный момент, куда мы хотим добраться, и как именно это нужно делать. Пониманию своего состояния, ситуации и ресурсов учит образовательная часть домашних заданий, а воплощению шагов для изменения своей жизни в реальность - практическая. Именно на эту практическую часть клиент будет опираться после завершения терапии, именно к ней он будет обращаться в сложных жизненных обстоятельствах.

Это могут быть очень простые вещи, такие как чтение рекомендованной литературы, прослушивание аудиозаписей и просмотр видеоматериалов (библео-, аудио- и видеотерапия). Могут в качестве “домашних заданий” выступать ведение записей состояния, письменный анализ происходящего, сочинение рассказов или даже сказок на заданную тему. Могут это быть задания на преодоление собственных страхов, связанные, например, с посещением людных мест или знакомствами с новыми людьми. Могут быть задания, связанные с практикой новых навыков, полученных на сессиях, таких как медитация, дыхательные упражнения, упражнения на прогрессирующую релаксацию или развитие внутреннего диалога. Используют в качестве домашних заданий и визуализации, и направленное обдумывание, и сравнительный анализ различных ситуаций. В общем, репертуар тут огромный, интересный и весьма практичный.

Если ваш личный терапист использует систему домашних заданий, не пренебрегайте ей: это сэкономит вам и время, и деньги, и силы. Пробуйте, обсуждайте, разбирайте, что получается. Тренируйтесь. Любой навык требует времени, усилий и систематической практики. Не говоря о том, что мы запоминаем не столько услышанное и увиденное, сколько попробованное.

все это слышно по радио, жизнь 101

Previous post Next post
Up