"Искусство фуги"

May 12, 2017 09:21

Вчера был в БЗК, где Князев исполнял на органе "Искусство фуги". Вечер удался. До последнего не был уверен, что удастся пойти, и вспомнил уже почти забытые приятные ощущения, когда подходишь к окошку кассы и берёшь настоящий билет вместо того, чтобы приходить с нелепой электронной распечаткой или вбивать пин-код.
Началось всё с приятного сюрприза - я пришёл заранее, а в фойе проходит небольшая выставка Пластова, которого я очень ценю. Так что помимо концерта побывал и в музее.
Концерт был со вступительным словом, к оторым я, обычно, отношусь с настороженностью. Однако на этот раз рассказ (с которым выступил Юлиан Макаров) был на удивление интересным - было приведено много любопытных фактов об истории создания и публикации "Искусства фуги". С одной стороны, я мог бы его дополнить, а, с другой, знал не всё из рассказанного. причём всё прозвучало довольно живо, не как лекция.
Такие сочинения, как "Искусство фуги" (или, например, "Гольдберг-вариации" и ХТК) вообще можно услышать в концертных залах до обидного редко. Так что такую возможность я упускать ни за что не хотел. К тому же меня очень интересует творчество Александра Князева. Будучи знаменитым виолончелистом, выучиться играть на органе, чтобы исполнять Баха - это дорогого стоит. (А на следующий год помимо Князева-виолончелиста и Князева-органиста с большим интересом буду слушать Князева-пианиста). К тому же мне очень импонирует его репертуар и подход, пристрастие к монографическим программам концертов и, по-видимому, некая общность вкусов. Про вчерашнее исполнение скажу только, что оно мне очень понравилось.
Сложность сочинения и нелётная погода привели к тому, что Большой зал был заполнен примерно наполовину. Что для этих условий совсем не так мало. Впрочем, некоторые зрители сделали всё, чтобы испортить прослушивание остальным. Первые шесть-семь фуг какой-то идиот в каждом перерыве между ними что-то делал со своим мобильником или иным устройством, призванным портить людям жизнь, в результате чего он издавал какие-то звуки. Но ещё хуже оказались две пожилые соседки, самое мягкое слово из моего лексикона для обозначения которых - клуши. Вначале они вели себя почти прилично - одна просвещала другую, что у органа, оказывается, несколько клавиатур и на нём играют даже ногами. Но когда они поняли, что антракта не будет, а, значит, припасённые конфетки окажутся не съеденными, а заготовленные слухи - не рассказанными и не обсуждёнными, то пошли вразнос и вели себя хуже подростков. К тому же им явно было очень скучно (зачем ходить на серьёзные вещи, если вам нужны растиражированные мелодии?!). А недостижимой ранее вершиной когда-либо виденного мной на концертах идиотизма стало пересчитывание мелочи во время исполнения! Я, конечно, понимаю, что для некоторых поход на концерт или в театр - просто повод встретиться и пообщаться, что программа им не по зубам (скорее, не по ушам или не по мозгам), но хоть какие-то приличия соблюдать надо! Впрочем, впечатление от игры Князева не смогли испортить даже они.

Князев, музыка, идиоты, Бах, орган

Previous post Next post
Up