"Незнакомец" Л.Зорина

May 26, 2020 22:23

Когда я смотрел фильм-спектакль (а потом и текст) не самой известной пьесы Леонида Зорина «Незнакомец», поймал себя на мысли, что вспоминаю замечательную книгу Сергея Георгиевича Кара-Мурзы «Манипуляция сознанием». Некоторые моменты достаточно характерны. Понятно, что здесь сатира, гротеск, но, тем не менее...
Итак, пьеса написана в середине 1970-х гг (фильм снят в 1980 г). Сюжет вращается вокруг того, что некий Незнакомец (это фамилия) обращается в учреждение под названием «Резиновое изделие», где когда-то давно работал, за справкой, что он «брат своего брата», а затем пугает служащих там бюрократов тестом на профпригодность.
Кстати, интересен и сам Незнакомец. Ему, вроде бы, никто не хочет помочь, человека изводят из-за какой-то бумажки. Но, если подумать, он обратился не по адресу, родство подтверждают в других госорганах. На месте сотрудников «Резинового изделия» вполне можно заподозрить здесь какую-нибудь аферу. Да и едва ли они полномочны выдавать такие документы.
В самом начале пьесы демонстрируется, что в этой конторе никто не работает. Начальник всё время дремлет, кто-то читает, кто-то разгадывает кроссворды, кто-то даже раскладывает пасьянс, и всё это нисколько не таясь. А посетителей, обратившихся по делу, мурыжат, отфутболивают (это больше относится к пьесе, в фильме некоторые моменты сокращены). Что-то делать пытается лишь один положительный герой, о котором ниже. То есть, явный посыл - в советских госучреждениях собраны лодыри, которые ничего не делают. Правда, сама бюрократическая атмосфера с подхалимажем, стремлением подняться по служебной лестнице, формализмом, принципом «ты мне, я тебе» показана очень хорошо.
Казалось бы, тест на профпригодность для этих бюрократов - дело очень правильное, и не зря они все переполошились. Вот только вопросы в этом тесте - задачи на смекалку для школьников, они исследуют «живость ума», или, выражаясь современным языком, креативность. То, что так любят нынешние HR-менеджеры и психологи. Живость ума - дело хорошее, но на этой работе отнюдь не самое главное. Можно понять пожилого сотрудника (да, не самого симпатичного персонажа), который дошёл до того, что написал заявление об уходе (а хотел «досидеть до пенсии», «тридцать девять лет службы - и побоку») со словами: «Не хочу загадки разгадывать. Не мальчишка я, и самолюбие есть».
Благодаря этому предполагаемому тесту, до власти временно, на один день дорвался Огарков, персонаж, который единственный (помимо Незнакомца) позиционируется как положительный, несущий свежую струю в бюрократическое болото. Да, он помогает без проволочки принять ожидаемое решение (в тексте, не в фильме; ему оно кажется правильным, но так ли на самом деле - вопрос). Но ведёт себя с людьми совершенно по-хамски, и иногда выглядит этаким Хлестаковым.
Но самым существенным мне показался разговор с директором, у которого, несмотря на все неприятные качества, человеческого гораздо больше: «Но если они не могут? <справиться с тестами> - Не могут? Так пусть уступят свои места. - Недвусмысленно, но безжалостно». В другом разговоре, с коллегой, директор говорит: «Представим себе, что группа товарищей не выдержит теста. Куда ж их деть? Мы должны их трудоустроить. Нужны места. <…> Нет, так, с ходу - нельзя. Нужно всё видеть и всё предвидеть». Но Огаркова такие вопросы не волнуют. Xарактерны его планы реорганизации, «малой кровью не обойтись». Директор не зря говорит ему: «Вы страшный человек». А пожилой чиновник спрашивает: «Выходит, у нас теперь, как в Америке - «не справился, другого возьмём»?»
Наверное, читатели и зрители горячо поддерживали такой план. Вот бы разогнать всех этих лодырей, бюрократов, которые не могут даже решить детскую загадку! Впоследствии, когда стало «как в Америке», многие сами оказались в таком положении, даже не будучи лодырями и бюрократами. Они не прошли тест, не вписались в рынок, вынуждены были «освободить свои места» и уйти в никуда. Очевидно, живости ума не хватило.
В конце пьесы, когда «пугалка» с тестом провалилась, и всё вернулось на круги своя, Огарков говорит: «Я возник, видно, несколько преждевременно, несколько опережая срок. Я пташка, до весны залетевшая, скворец, запевший в феврале... Поэтому я помял свои крылышки». Говорит пророчески. Лет через десять-пятнадцать срок для таких пташек настал. Из них вышли эффективные менеджеры, которым нет дела до самого человека, важна лишь его эффективность.

общество, спектакль, пьеса, история

Previous post Next post
Up