Два дня я была без интернета, и теперь ничего не успеваю! А Италию нужно довыкладывать до нового года! *паника*
Поэтому сейчас будет она.
Точнее сейчас будет район, которого не может не быть. Мне кажется, что про него знают все, даже те, кто вообще специально не интересовался никакой архитектурой времён Муссолини. Это ЭУР, строившийся для предполагавшейся в 1942 году Всемирной выставки. Выставка, понятное дело, не состоялась, но новым современным районом на юго-западе Рим прирос. Сегодня это большой район - два станции метро, офисы, отели, жилые кварталы...
ЭУР - действительно главный и самый известный заповедник римской фашистской архитектуры, но такое ощущение, что он знаменит не благодаря, а вопреки: ЭУР в том виде, в каком он был осуществлён, ощущается не то что бы прям как эпик фейл :), но, безусловно, как упущенная прекрасная возможность.
Его планировали как ядро расширяющегося "в сторону моря" современного Рима, как столицу будущего. Здания строились не просто для Выставки - они должны были "остаться в веках" и прославить новый Рим. И был конкурс, и были проекты, и много архитекторов... В общем, в борьбе рационализма с монументализмом в данном случае победил монументализм и лично Марчелло Пьячентини, который и руководил работами.
Странные ощущения оставляет это место. С одной стороны, сильно заметно, что проект недоделан, с другой - это уже ощутимо нечеловеческая архитектура, холодная, неживая. Проросшая жилками новых построек и сохранившая следы того, что тут рос и строился целостный комплекс. ЭУР изучают, снимают, о нём пишут, в нём живут и работают, но чем-то этот осколок грандиозного несложившегося проекта напоминает живой труп.
Увы, другой Всемирной римской выставки у меня для вас нет :( Пойдём смотреть эту?
Вот так выглядел ЭУР с воздуха в 1953 году.
Кажется, что застройки немного, но на самом деле площади заняты изрядные. Вот почти всё это мы сейчас и поглядим поближе.
Это немного "город, которого нет" - и который мог бы быть. Существовало несколько целостных панорам и макетов планировавшегося района. Вот один из них:
Если бы в конечном итоге руководство проектом было доверено не консерватору и монументалисту Пьячентини, ЭУР мог бы строиться другим, быть живее и краше, может, из него в итоге вырос бы римский "район Дефанс"... но этого мы никогда не увидим. Остались проекты, рисунки... Кстати, кое-что из этих нереализованных проектов некоторые и сейчас хотели бы увидеть "живьём".
На официальном плакате планировавшейся выставки
можно видеть арку. Архитектор Адальберто Либера действительно спланировал её для выставочного квартала.
Арка так и не была построена, но время до сих пор иногда вдруг возникают идеи всё-таки осуществить этот проект...
Ладно, поглядим, что в итоге вышло.
Самая известная постройка здесь - дворец Итальянской Цивилизации (он же Цивилизации и труда, он же Цивилизации труда и объяснит-мне-кто-нибудь-как-его-надо-правильно-называть??? :)), известный также как Квадратный колизей. Он, конечно, красавец, но чем дальше от него отходишь, тем он краше :)
В конкурсе участвовали 53 группы архитекторов. Выиграли его Эрнесто Лападула, Джованни Гуэррини и Марио Романо.
Строить начали в 1938, заканчивали уже после войны.
Панорама работ в октябре 1940 года
Это не знаю, когда именно :(
Сейчас он закрыт на реконструкцию, к нему не подойти :( Поэтому я вам не покажу крупно ни аллегорических статуй в арках первого этажа, ни Диоскуров по углам.
Макет статуи Диоскуров, 1940 год.
Статуи закоанчивали после войны, поэтому композицию слегка изменили. Сегодня он держит руку немного иначе.
Но это ничего, сейчас мы компенсируем политическую сознательность Диоскуров.
Рядом стоит здание, строившееся для администрации
Кстати, характерный пейзаж - ЭУР разных лет, "классический" и послевоенный. Там вообще сложно снять панораму того, что осталось от муссолиниевских времён - здания, построенные в 1960-е и позже, высокие, их видно отовсюду.
У главного входа в административное здание две скульптуры работы Дино Базаделла, обе
1942 года
Это, собственно, галерея за спиной этих сражающихся чудищ, за колоннами слева - статуи и улица, справа - внутренний двор.
Двор с фонтаном
Между ним и дворцом Итальянской цивилизации видно здание, строившееся как ресторанное, прилагавшееся к административному (1939-1942, архитектор Этторе Росси):
А с другого бока у меня приличной фотографии нет. Поэтому покажу чужое:
Это здание было построено первым, в 1937-1939 годах. И оно - единственное, законченное до войны.
У бокового фасада видна статуя юноши, поднимающего руку в римском приветствии.
Мы сразу приметили борцовские повязки на его руках
На постаменте обнаружилась надпись "Гений спорта"
"О, - подумали мы, - а вот и фашистские спортсмены". И отчего-то у нас не возникло вопроса, почему гений спорта стоит около здания администрации ;) А оказалось вот что. Это статуя работы Итало Гризелли, называвшаяся изначально "Гений фашизма". После войны к ней приделали надпись про спорт и добавили повязки на руки с целью маскировки жеста. Маскировка, кажется, так себе... но мы честно попались и на такую! Да, теперь мы знаем, кто виноват, если у итальянских спортсменов что-то не ладится - у них за спорт отвечает гений фашизма (ужос нах!).
Дальше - больше.
"Третий Рим раскинется по новым холмам, вдоль берегов священной реки до самого Тирренского побережья" - написано там.
Ладно там орёл наверху - его, думаю, мало кто видит
На дверях рельеф Публио Морбидуччи, изображающий историю Рима через его знаменитые постройки (1939)
На нём можно разглядеть и Колизей, и Пантеон, и собор св. Петра, и нескольких исторических деятелей - императора Августа, Гарибальди...
Внизу справа виден и дворец итальянской цивилизации
а на коне у нас - Муссолини собственной персоной.
За зданием обнаружилась колонна с надписью "Вечный Рим" и тремя фасциями
А мы вернёмся назад и пойдём по главной улице, вот в эту галерею
И выйдем на площадь объединённых наций, по обе стороны которой стоят полукругом здания-близнецы. Вот такие:
Здания построены для двух ведомств по проекту архитекторов Дж. Муцио, М. Паникони и Дж. Педикони, различаются они деталями - рельефами. В кадр попал один "Морские республики" М. Базаделлы (1941) - на предыдущей фотографии вдали - рельеф Дж. Марцулло "Рим против Карфагена", но его не разглядеть :((И уж совсем не попали в кадр "Завоевание морей" и "Фашистская империя" на здании-близнеце).
Ну и в конце улицы - Дворец Конгрессов, архитектор Адальберто Либера, начал строится в 1938, закончен только в 1954.
Вид на строящийся дворец Конгрессов из дворца Итальянской цивилизации, весна 1940 года.
Мне так хотелось узнать. что у него внутри, что я стащила фотографию с их официального сайта (он и по сей день используется по прямому назначению)
В следующей порции зданий сегодня расположены музеи.
Музей Римской цивилизации
Именно здей сейчас находится знаменитый макет Древненго Рима. Интересное дело - музей ьыл открыт, у меня была возможность зайти внутрь, поглядеть, что там (хотя здание было закончено уже в 1950-е годы, оно строилось для постоянной экспозиции, фактически для музея, так что отклонения от первоначального проекта должны быть невелики)... а я не пошла. Точнее.. сознательно отложила "на следующий раз" (и уже подозреваю, когда восполню ;)).
После отделанных мрамором и травертином (а сами-то они, там, под отделкой, железобетонные) светлых административных дворцов оно показалось мне мрачным и унылым. Хотя... главное - под правильным углом посмотреть (и чтоб олеандры, олеандры росли!).
Перед зданием бегала итальянка с большим фотоаппаратом и подругой и приговаривала "Какая красота! Какая красота!" (я не уверена, что это не она с товарищами в кадр попала)... Бывает ;)
А сзади за галереей было совсем уныло
Кстати, в ЭУРе сохранились люки, на которых написано первоначальное название района - E42 - Esposizione 42 - Выставка 1942 года.
На всякий случай запомните эту галерею поперёк улицы, связывающую два музейных здания - я вам на днях ещё одну покажу, и тоже в местности, где работами руководил Пьячентини...
А сбоку видно через улицу дворец Конгрессов.
За колоннами - нынешняя площадь Маркони, бывшая Имперская площадь. Именно она должна была стать центром несостоявшейся выставки 42 года. В центре площади - обелиск в часть Маркони - начат он был архитектором Артуро Дацци ещё в конце 1930-х, но потом работы прервались. после войны незаконченный обелиск хотели снести, однако ж не снесли. и в 1959 году Дацци его-таки закончил.
Колонны соединяют два музейных здания
с одной стороны этнография, "народные искусства и традиции"
слева - средневековье
А ещё до колонн, перед площадью, на стенах обнаруживаются мозаики:
"Корпорации" Энирко Прамполини
и "Профессии и искусства" Фортунато Деперо, обе 1942 года.
Следующий объект - здание почты группы миланских архитекторов - Банфи, Барбиано ди Бельджойозо, Пересутти и Роджерса, 1939-1942. Как видите, там и по сей день почта.
Сбоку
Сзади
Свежеотреставрированная церковь святых Петра и Павла, архитектор Арнальдо Фоскини (со товарищи). Начали строить в 1939, закончили в 1955 году.
И по обе стороны от неё
От церкви, стоящей на возвышенности (говорят, её издалеко видно) мы спустились вниз и побрели назад, к метро. В таки, я бы сказала, растрёпанных чувствах, очень противоречивых. И я всё время оборачивалась. И не могла не :)
Потому что нельзя быть на свете... Мне действительно жаль, что я не могу показать - когда мы проезжали там на машине, мне (не опять, а снова!) не пришло в голову снимать, я не сообразила, что до этого места нельзя дойти ножками, что там шоссе :( Есть такая точка на дороге, когда едешь в Рим из аэропорта - он открывается вдруг в полный рост, на вершине высокого зелёного холма, на фоне неба - ослепительно белый, устремлённый ввысь, весь в арках... Совершенно нездешний и абсолютно прекрасный. Это очень короткий участок. Я видела это несколько раз и всё не могу привыкнуть и наглядеться. Он так хорош, что хочется оторвать этот холм от земли - и пусть он там парит над землёй. Хотя я совершенно не жалею, что видела его вблизи, пусть там, вблизи, и всё немного иначе ;)