Ну вот и всё. У подножия гильотины трупы были сложены в тележки, головы - в отдельный ящик, и процессия двинулась от площади Революции к кладбищу Эрранси, что у заставы Монсо. Дверь в городской стене открылась, пропуская телеги и комиссара полиции, и тут же захлопнулась. Никаких зрителей. Никаких посторонних не должно было оказаться у этой могилы.
(
Read more... )
И при всем том, что неправда, не то, не там, не так - почему-то вот этим портретам, не побоюсь этого слова, я верю едва ли не больше, чем полотнам. Кажется почему-то, что вот эти-то произведения и "нащупывают" истинный облик. Вот-вот уже схватим как будто, вот только сложим всё вместе, прибавим бюст работы Десеня - и получится!
А ведь "уже никогда, никогда...
Боже мой, никогда!"
А почему у "маски Леклерка" как бы "вклеен" рот? Она из двух частей? Но почему не верх и низ - а именно так? Не затем ли, действительно, чтобы модель дышала? Это я в порядке бреда, потому что уж очень хочется верить... Хоть бы во что-то одно... Что мешает на мёртвое лицо наложить цельное полотнище?
Я вижу, что самая первая тоже состоит их двух частей, но они совсем иначе расположены, разве нет? Там действительно всё выглядит так, будто модель уже гарантированно не дышит. А вот в этом случае как-то оно уж слишком деликатно для трупа. Нет?
Reply
Reply
Но вот мне представляется - такое впечатление сложилось давно... - что все "оформленные" восковые маски, включая современные, представленные в сети, - это вариации одной - той, что на первом фото, а на предпоследнем фото - та же, что на втором и третьем: обратите внимание, помимо прочего, на особенности... рельефа - складочки на веках, отметинки на переносице и пр...
Reply
В свете того, что ты рассказывала о достаточно раннем использовании волшебного фонаря для рисования с натуры, и это представляется мне вовсе не невероятным...
Reply
Но мне тут попалось тематическое: у меня книжка про Гудона американского искусствоведа Г. Г. Арнасона (книжка сама 1975 года, перевод 1982). Там написано вот что: "Скульптор Давид д'Анжер упоминает, что Гудон снял прижизненную маску Робеспьера, но свидетельсва того, что он когда-либо делал его портретный бюст, нет". В общем, чем дальше, тем чудесатее ;) Теперь ещё и Давид Анжерский...
Reply
Leave a comment