Захар Прилепин Говорят, что старики заедают молодежь, уродуя ее будущее. Скажем, старики старательно голосуют и почти единолично выбирают постылую, прокисшую власть, по законам которой мы живем до следующих выборов; а потом ответственные пенсионеры снова расставляют свои галочки в бюллетенях, обрекая юношество еще на четыре года унылой тоски.
Так говорят. Но все давно иначе.
У нас юношество стремительно впало в старость, а иные из представителей младого поколения еще хуже чем в старость - в старческий маразм.
Всякий студент по определению должен быть «леваком», тем более, в современной России. Однако у нас все наоборот. Консерваторы размножаются уже в школах и университетах, они едва разучились вытирать сопли кулаком и носить колготки под шортами - и сразу же стали тотальными реакционерами.
Они не видели ни советского времени, ни бурных времен либеральных реформ, но презирают и то, и другое. Они уверены, что в России была черная дыра, хаос и голожопый позор. К счастью, теперь олигархи побеждены, а коммунистам не удастся вернуть бараки и ГУЛАГи.
«Мы победим». Кого победим, а? Зачем?
Молодежь в России, наверное, самая реакционная часть общества. Юношество еще ничего не получило, но уже боится все потерять. Еще ничего не знает, но уже хочет всех научить. Все время говорит, что выбирает свое будущее и никому не даст изменить свой выбор, - но кто бы знал это будущее в лицо, кто бы рассказал о нем доступно.
В свое время (год назад) писатель Александр Кабаков выдал нашумевшую статью о том, что настроения молодежи и в Европе, и у нас является самой очевидной опасностью для общества. Левые, националистические, а также беспочвенно агрессивные взгляды юношества создают ситуацию, угрожающую нормальному будущему остальных людей.
«Боюсь», - признался Кабаков, к которому, как ни странно, я отношусь хорошо.
Одно различие: у нас с Кабаковым разная молодежь. С «его» молодежью я знаком; хотел бы, чтоб она стала подавляющим большинством, - но в природе нет и смешного подобия этого большинства. «Его» молодежь - разрозненные единицы; в своем городе я могу пересчитать их по пальцам, в других городах таковых еще меньше: к примеру, в многочисленных провинциях идейно буйной молодежи нет совсем, ей неоткуда произрости. Там почти все спят, не в силах разлепить глаза.
Кабаков старательно передергивает, в попытках придать молодежному экстремизму массовость объединяя редких «молодых идеологов» и мифических «штурмовиков» с… «уголовниками». Но среди людей зрелого возраста уголовников еще больше: давайте людей среднего возраста купно объявим угрозой обществу и останемся спокойно жить средь детей и стариков.
Российская молодежь, в отличие от помянутой европейской (в первую очередь, немецкой и французской), разучилась переживать состояние аффекта. Иррациональные 90-е породили в России крайне рационалистичное молодое поколение. Другой вопрос, что рационализм их пошл и зачастую подл, что он имеет не человеческие, а почти растительные предпосылки; и тем не менее это все-таки рационализм, в самом неприятном, то есть совсем не творческом - изводе.
Любое творчество изначально порождается состоянием аффекта. Или, как написали бы в словаре, душевным волнением, выражающимся в кратковременной, но бурно протекающей психической реакции, во время которой способность контролировать свои действия значительно принижается.
Огромное количество современной молодежи не способно к бурным психическим реакциям, к бесконтрольным празднествам, к запредельной искренности и в конечном счете к массовому творчеству. Разовый футбольный дебош вовсе не отменяет сказанного выше, он, скорее, случайность - мало того, случайность, специально спровоцированная очень взрослыми людьми накануне принятия первого закона об экстремизме.
Основная часть молодежи уже сейчас готова отправиться на пенсию: то есть либо выключить себя из реальных политических и культурных процессов, либо встроиться в них на изначально определенные, скучные роли.
Мое поколение - последний советский призыв, чьи школьные годы пришлись на пионерию и комсомолию, а университетские - на разлад и распад советской империи. Как показало время, в основной своей массе мои сверстники оказались безвольными: в политике, бизнесе или культуре мы явное меньшинство, так уж получилось. Ко всенародному разделу мы не успели, а быть падлотой толком не научились: в итоге жизнь протекла до середины, а мы все в тех же ландшафтах, что и прежде. Что будет с нами дальше, ни черта не ясно.
Поколение, рожденное за время неуемного реформаторства (ну, скажем, начиная с восемьдесят пятого, а то и раньше - по начало девяностых), являет собой во многих наглядных образцах удивительный гибрид старческого безволия и детской, почти не обидной подлости. Эти странные молодые люди ничего не желают менять. Мысль о том, что изменения возможны, вызывает у них либо активную, искреннюю агрессию, либо вялое, почти старческое презрение. Слишком много и часто говорят они о своей свободе: но даже я, бывший пионер и комсомолец, не помню, чтобы мы с такой радостью и страстью ходили строем.
Несмотря на все свои улыбки и пляски, современное юношество лишено глубинного, оптимистического романтизма начисто: они твердо уверены, что мир не изменить, и даже не стоит пытаться. Тот, кто пытается, - дурак, подлец или пасынок олигархов. Если не по нраву столь радикальная формулировка, то можно сформулировать чуть мягче: менять ничего нельзя, потому что иначе может быть хуже.
«Может быть хуже» - это вообще основа, суть и единственный постулат философии современного юношества; они и гомерических глупостей не свершают, и детей не рожают, и ни в п…ду, ни в Красную армию не идут, потому что и там может быть хуже, и сям, и посему давайте «не будем париться».
Ну не будем, да. Еще не надо выходить из себя. Мы пришли сюда быть в себе,блюсти себя в себе, собой в себе любоваться, себя из себя не выпускать.
«Держись!» - часто говорят друг другу современные молодые люди, как будто завтра каждый второй из них уйдет на фронт или может не проснуться, разбитый очередным инсультом. Держаться они пришли, посмотрите на них, держаться и не отпускаться - одной рукой за один поручень, другой - за второй; никто не хочет разжать пальцы, чтоб веселой волной снесло с ног, повозило по полу, перевернуло через голову и жарко ударило о каждый угол.
…Не парятся, не выходят из себя, держатся…
Речь их, и многие повадки их - слишком взрослые, мысли - старческие, поступки - стариковские, немудрые, с дрожью жадных пальцев и неприязненным взглядом исподлобья.
Говорят, что современная индустрия выдавила пожилого человека из информационного пространства: отныне все работает на жадное до зрелищ юношество, а старым людям не на чем взгляд успокоить.
Как бы не так.
Информационное пространство заточено именно под два этих класса. Только старые и юные готовы тратить по несколько часов в день на просмотр российского телевидения. И что замечательно: и молодежь, и пожилые люди смотрят одно и то же, - всю эту малаховщину, кулинарные программы, риалитишоу, прочее, прочее, прочее, равно любопытное всем людям, почти обездвиженным душевно, малоразвитым, преждевременно уставшим.
В современной России так сложились обстоятельства, что у нас, быть может, впервые за многие годы нет разрыва поколений, когда интересы юных непонятны и неприятны самым зрелым. Даже в замороженном, ханжеском, постыдном Советском Союзе такого не было.
Много кто заметил, что разговоры на тему «Что за молодежь пошла!» и «Богатыри теперь не те!» звучат все реже? В усталые семидесятые, в переломные восьмидесятые, в дикие девяностые вскриками на эту тему пестрили страницы прессы, их можно было часто слышать в общественном транспорте. А сегодня этого раздражения нет. И стар стал как млад, и млад остарел; и всякий рад произошедшему.
Они едины, они почти неделимы, они соединяются в одно. Смотрите, смотрите: они сливаются в единое тело.
Это противоречит природе. Смотреть противно.
Версия для печати комментарии:
№19663 (11.12.07 03:34)Письмо в редакцию журнала "Русская жизнь" И все-таки в Питере (я берусь отвечать только за свой город) не все так плохо с молодежью, как рассказывает здесь известный подростковый психолог Захар Прилепин. При рассмотрении некоторых аспектов (таких как "они и гомерических глупостей не совершают, и детей не рожают") автора статьи одолевает полная слепота, и, увы, не пророческая. Видимо, писательская "скорлупка" мешает увидеть то, что есть на самом деле. И, в целом, такой анализ очень сильно перекликается со старыми, но не забытыми (надеюсь!), жалобами - от лермонтовского "- Да, были люди в наше время, / Не то, что нынешнее племя: / Богатыри - не вы!" до песен группы "Алиса": "Ведь это моe поколение молчит по углам. / Моe поколение не смеет петь. / Моe поколение чувствует боль, / Hо снова ставит себя под плеть". А ведь последний текст датирован 1985-м годом. Значит, и тогда ВСЕ ПОКОЛЕНИЕ состояло сплошь из реакционеров, если верить "гласу вопиющего" Кости Кинчева. Или разница в том, что современная молодежь и боли не чувствует??? Да, не поверю! Ишь ты! не люди, а бультерьеры какие-то! А то, что на Марши Несогласных молодые люди и девушки, "задрав штаны" и юбки, не бегут, - не показатель неактивности и нежелания перемен (как там у Высоцкого, "настоящих буйных мало - вот и нету вожаков"). И революционной романтики, есть нехорошее ощущение у меня, на наш век еще будет ой-ой-ой сколько! Не захлебнуться бы в... романтике в этой - и молодежи, и старикам. Только реальный (не метафизический, не культурный) голод и война могут показать, кто чего стоит. Но и ради доказательства справедливости моих слов, и ради всего святого, мне не хочется увидеть однажды, как благородные порывы велеречивых романтиков на деле оборачиваются трусостью, подлостью и предательством, а раздолбаи, молчуны и реакционеры становятся героями, и, скорее всего, посмертно. Только голод и война. Не дай Бог. Вова Беляев. 1983 г.р.
№19666 (11.12.07 04:00)P.S. Что побудило меня написать это письмо? Не столько точка зрения автора статьи. Я редко обращаю внимание на опусы подобного рода. Меня раздражило присутствие эдакого маленького Захара Прилепина лично во мне. Это правда. Да простит мне автор такое вольное оперирование его именем.
№20587 (13.12.07 15:27)Новое поколение, те, кому сейчас по 18, мне намного больше нравится, чем поколение 30-летних, к к-рому принадлежу я. Молодые ребята открытые, более простые, но и более в своих силах уверенные. А вы не пробовали с 15 лет учиться и работать, чтобы купить себе одежду и оплачивать свою учебу? Когда нет помощи родителей, а ее как правило только на оплату минимальной еды и жилья хватает? Это дикий стресс, а ведь подростки это те же дети. Им меньше было дано, и больше с них спрашивается.
№20892 (14.12.07 12:07)Уважаемый автор. Ваш рейтинг в интернете вырастет не потому что статья актуальна, а дабы увидеть как глубоко пало предшествующее поколение уничтожая водку, ругая правительство и не пытаясь ударить палец о палец для своего блага. Надеюсь в следующий раз Ваша дена Вам даст с утра, и Вы не будете столь мрачно описывать свое время пытаясь унизить новое поколения. Удачных словоблудия Вашему перу.
№22000 (17.12.07 15:33)"Много кто заметил, что разговоры на тему «Что за молодежь пошла!» и «Богатыри теперь не те!» звучат все реже?" - Вот этой статьёй вы ещё как раз озвучиваете эти мысли, ещё раз подтверждая тот факт, что молодежь какая была, такая и осталась, и что её как не понимали, так и не понимают. Так что "всё идёт по плану"... Представитель бессознательной молодёжи.
№24066 (21.12.07 01:38)А Вы-то чего от нас, молодых, хотите? Чтобы мы прошли через все ваши кошмарики? Повоевали в Чечне; поспивались у ларька, попридурствовали на митингах, от которых никакого проку - как несчастные герои Ваших книг? Чтоб "все как у нас", "а ты служил, сука?!". Так, похоже. Но мы этого не хотим. Нам незачем быть "леваками", просто потому, что умный учится на ошибках дураков.
№24297 (21.12.07 15:01)правильно пишет захар май - с нормальной молодежью провинциальную высокомерную лохоту никто знакомить не будет. это все фантазии, гон знаков за мироновские вонючие бабоньки.