Oшо "Сострадание" отрывок из книги раскрывает тему медитации-отлично!!!!

Mar 20, 2014 17:16

Гаутама Будда, основоположник дзен и всех великих медитационных техник мира, определяет ее одним сло вом. Однажды его спросили: «Что такое медитация? В чем ее суть?» И Гаутама Будда сказал одно единственное сло во, он сказал: «ОСТАНОВКА!» Это было его определение медитации. Он сказал: «Если он останавливается, это ме дитация». Полное предложение: «Сумасшедший ум не останавливается. Если он останавливается, это медита ция».
Сумасшедший ум не останавливается - если он оста навливается, это медитация. Медитация - это состояние осознанности без мыслей. Медитация - это состояние неэмоциональной, несентиментальной, не думающей осознанности. Когда вы просто осознаете, когда вы стано витесь оплотом осознанности. Когда вы пробуждены, бди тельны и внимательны. Когда вы - чистая осознанность.
Как войти в это состояние? В дзен есть специальное слово, обозначающее вход - хуа тоу. Это китайское слово обозначает «пред-мысль» или «пред-слово». Ум, прежде чем его взбаламутят мысли, называется хуа тоу. Между двумя мыслями есть промежуток, этот промежу ток называется хуа тоу.
Наблюдайте: одна мысль проходит по экрану вашего ума - по радиолокационному экрану вашего ума, слов но облачко, проходит одна мысль. Вначале она видна еле-еле, потом она подходит все ближе и ближе - и вот она на экране. Затем она движется по экрану, после чего покидает его, снова становится расплывчатой и исчеза ет... Приходит другая мысль. Между этими двумя мысля ми есть промежуток - одну секунду или долю секунды на экране нет ни одной мысли.
Это состояние чистого безмыслия называется хуа тоу - пред-слово, пред-мысль. Поскольку у нас нет внутренней осознанности, мы постоянно упускаем его - иначе медитация происходила бы каждое мгно вение. Вы просто должны увидеть, как это происходит, вы просто должны осознать, какое сокровище вы по стоянно носите внутри себя. Медитацию не нужно ис кать вовне. Медитация - внутри вас, это семя, которое вы носите в себе. Вы просто должны осознать его, на чать питать его, заботиться о нем, и тогда оно начнет расти.
Интервал между двумя мыслями - это хуа тоу. И это дверь, через которую можно войти в медитацию. Хуа тоу - этот термин бук вально означает «голо ва слова». «Слово» - это произносимое сло во, а «голова» - это то, что предшествует сло ву. Хуа тоу - это мо мент до возникновениямысли. Как только воз никает мысль, он ста новится хуа уэй - хуа уэйбуквально означает «хвост слова». И затем, когда мысль исчезает или слово исчеза ет и снова возникает промежуток, это снова хуа тоу. Медитация - это заглядывание в хуа тоу.
«Следует бояться не возникновения мыслей, - гово рит Будда, - а промедления в их осознании». Это совер шенно новый подход к уму, до Будды он никогда не при менялся. Будда говорит, что не следует бояться возник новения мыслей. Следует бояться только одного - не осознания мыслей, задержки в осознании.
Если возникает мысль, а вместе с ней и ваша осознан ность - если вы видите, как она возникает, если вы ви дите, как она приходит, если вы видите ее присутствие, если вы видите, как она уходит, - тогда нет проблем. Это самое видение вскоре станет вашей цитаделью. Эта са мая осознанность принесет вам много плодов. Вы може те видеть свою мысль, и если вы видите ее, то вы - не мысль. Мысль существует отдельно от вас, вы не отожде ствляетесь с ней. Вы - сознание, а она - его содержи мое. Она приходит и уходит - она гость, вы хозяин. Это первый опыт медитации.
Дзен говорит о «чужой пыли»: например, путешест венник останавливается в гостинице, проводит там ночь и завтракает. Затем он собирает вещи и продолжает свое путешествие, потому что ему некогда задерживаться. С другой стороны, хозяину гостиницы некуда идти. Тот кто не остается, - гость; тот, кто остается, - хозяин. Следовательно, «чужое» - это то, что не остается. Или: в ясный день, когда встает солнце и солнечный свет све тит через окно в дом, видно, как в лучах света движется пыль, но пустое пространство остается неподвижным. То, что неподвижно, является пустотой; то, что движет ся, - пылью. «Чужая пыль» - это ложные мысли, а пус тота - ваша истинная сущность, хозяин, который не приходит и уходит вместе с гостем.
Это глубокое откровение. Сознание - это не содер жимое. Вы являетесь сознанием, мысли приходят и ухо дят, вы - хозяин. Мысли - это гости: они приходят не надолго, отдыхают, едят, могут остаться на ночь, а потом уходят. Вы остаетесь. Вы постоянны, вы никогда не ме няетесь - вы вечно здесь. Вы - сама вечность.
Смотрите: иногда вы больны, иногда - здоровы, иногда - в депрессии, иногда - счастливы. Когда-то вы были младенцем, ребенком, затем вы стали юношей или девушкой, а потом повзрослели. Когда-то вы были силь ными; придет день, и вы станете слабыми. Все это прихо дит и уходит, но ваше сознание остается прежним. Вот почему, если вы заглянете внутрь себя, вы не сможете сказать, какого вы возраста. Потому что там нет возра ста. Если вы посмотрите внутрь и попытаетесь выяснить свой возраст, вы увидите, что возраста нет, потому что нет времени. Вы точно такие же, какими были в детстве и в молодости. Внутри вы остались прежними. Чтобы узнать свой возраст, вам надо посмотреть на календарь, на ваше свидетельство о рождении, в дневник - вы дол жны посмотреть на что-то вовне. Внутри вы не найдете никакого возраста или старения. Внутри времени нет. Вы остаетесь неизменными - появляется ли облако под названием «депрессия» или облако под названием «сча стье» - вы неизменны.
Иногда в небе появляются черные тучи, но само небо из-за этих туч не меняется. Иногда по небу проплывают белые облака, но небо остается неизменным. Облака приходят и уходят, а небо остается. Облака приходят и уходят, а небо пребывает.
Вы - небо, а мысли - облака. Если вы ежеминутно будете наблюдать за своими мыслями, если вы будете внимательно смотреть на них и осознавать, первым по явится понимание именно этого - это очень глубокое понимание. Это - начало становления вашего внут реннего будды, это начало вашего пробуждения. Вы больше не спите, вы больше не отождествляетесь с об лаками, которые приходят и уходят. Теперь вы знаете, что вы пребываете вечно. Внезапно уходит все беспо койство. Вас ничто не меняет, вас ничто никогда не из менит - так к чему беспокоиться и тревожиться? За чем волноваться? Волнение ничего не может с вами поделать. Это все приходит и уходит, это просто рябь на поверхности воды. В самой глубине нет ряби. А вы находитесь именно там, вы и являетесь этой глубиной. Вы - само бытие. В дзен это состояние называется «быть хозяином».
Вы просто слишком отождествились с гостями - от сюда и ваше страдание. Приходит гость, и вы слишком к нему привязываетесь. А когда он собирает вещи и ухо дит, вы плачете и рыдаете и не находите себе места, вы бежите за ним, чтобы хотя бы проводить его, устроить ему пышные проводы. Потом вы возвращаетесь к себе и все плачете и плачете - гость ушел, и вы так несчастны. Затем приходит другой гость, и снова вы привязываетесь к нему, снова отождествляетесь с ним, и снова он ухо дит...
Гости приходят и уходят, они не остаются! Они не мо гут остаться, они и не должны оставаться.
Вы когда-нибудь наблюдали за мыслью? Она никогда не остается, она не может остаться. Даже если вы захоти те заставить ее остаться, вам это не удастся. Попробуйте. Именно это иногда и пытаются делать люди: они пытают ся удержать в уме одно слово. Например, они хотят удер жать в уме один звук, аум. Несколько секунд они помнят его, а потом он уходит, ускользает. Они снова начинают думать о работе, о жене, о детях... Внезапно они спохва тываются - а где же аум? Он выскользнул из ума.
Гости есть гости: они пришли не затем, чтобы остать ся навсегда. Как только вы поймете, что все, что с вами происходит, пройдет,- беспокойство тоже исчезнет. Наблюдайте за гостями: пускай они побудут, пускай они упакуют вещи, пускай они уйдут. Вы остаетесь. Вы види те, какой возникает покой, если вы чувствуете, что вы пребываете вечно? Это безмолвие. Это спокойствие. Это отсутствие мучений. Страдание прекращается, как только прекращается отождествление. Не отождеств ляйтесь - нот и все. И если вы увидите кого-нибудь, кто постоянно живот вне времени, вы почувствуете вокруг него благодать, спокойствие и красоту.
Есть одна прекрасная история о Будде. Слушайте внимательно, иначе не поймете ее до конца.
Однажды в обеденное время Всемирно Почитаемый надел халат, взял миску и пошел в славный город Сравасти просить еды. Пройдя по домам и собрав подаяние, он вернулся к себе. Поев, он убрал халат и миску, помыл ноги, устроил себе место для сидения и сел.
Медленно проследите все эти действия, будто это фильм с замедленной съемкой. Это фильм о Будде, а в фильмах о Будде все протекает очень медленно. По звольте мне еще раз повторить эту историю...
Однажды в обеденное время Всемирно Почитаемый надел халат, взял миску и пошел в славный город Сравасти просить еды. Пройдя по домам, прося подаяние, он вернулся к себе. Поев, он убрал халат и миску, помыл но ги, устроил себе место для сидения и сел.
Представьте себе, как Будда все это делает и затем са дится на свое место.
Это показывает повседневную жизнь Будды и его ежедневные действия, которые ничем не отличаются от действий других людей, в них нет ничего особенного. И все же в них есть нечто необычное, но совсем немно гие знаютоб этом.
Что это? Что это за необычное, уникальное качество? Ведь Будда делает обычные вещи. Моет ноги, устраивает место для сидения, садится, убирает халат, убирает мис ку, ложится спать, возвращается - обычные вещи, ко торые делают все.
Присутствующий там Субути поднялся со своего ме ста, обнажил правое плечо, встал на правое колено, с почтением сложил ладони и сказал Будде: «Необыкновен но, о, Всемирно Почитаемый! Необыкновенно!»
Но на первый взгляд в этом нет ничего необыкновен ного. Будда приходит, убирает халат, убирает миску, устраивает место для сидения, моет ноги, садится на свое место - кажется, что в этом нет ничего необычно го. А этот Субути... Субути был одним из самых прони цательных учеников Будды - очень многие замечатель ные и прекрасные истории о Будде связаны с Субути. Это одна из таких историй, необыкновенная история.
И тогда присутствующий там старший Субути встал со своего места, обнажил правое плечо, встал на правое ко лено, с почтением сложил ладони и сказал Будде: «Необыкновенно, о, Всемирно Почитаемый! Необыкновенно!»
Невиданно, уникально.
Ежедневные действия Татхагаты были подобны дей ствиям других людей, но была в них одна отличительная особенность, и сидящие с ним лицом клицу не увидели ее.
В тот день Субути внезапно обнаружил эту особен ность и восхитился ею, сказав: «Необыкновенно! Не обыкновенно!»
Увы! Татхагата провел с учениками тридцать лет, а они ничего не знали о простых действиях его повседнев ной жизни. Поскольку они ничего не знали, они думали, что это обыкновенные действия, и не обращали на них внимания. Они лишь думали, что он похож на других, и поэтому относились к нему с подозрением и не верили тому, что он говорит. Если бы Субути не был столь про ницателен, никто бы по-настоящему и не узнал Будду.
Так сказано в священном писании. Если бы не было Субути, никто бы никогда не увидел, что происходило внутри Будды. Так что же происходило внутри? Будда оставался хозяином. Ни на секунду он не терял своей вечности, вневременности. Будда оставался медитатив ным. Ни на секунду он не терял своего хуа тоу. Будда пребывал в самадхи, даже когда мыл ноги, он делал это внимательно и осознанно. Ясно понимая, что «эти но ги - не я». Ясно понимая, что «эта миска - не я». Ясно понимая, что «этот халат - не я». Ясно понимая, что «этот голод - не я». Ясно понимая, что «все, что вокруг меня,- не я. Я - просто свидетель, наблюдатель всего этого».
Отсюда благодать Будды, отсюда эта неописуемая кра сота Будды. Он остается невозмутимым. Эта невозмути мость и есть медитация. Ее нужно достигать более глубо ким осознанием хозяина, более глубоким осознанием гостя, разотождествлением с гостем, разъединением с го стем. Мысли приходят и уходят, чувства приходят и ухо дят, мечты приходят и уходят, настроения приходят и ухо дят, атмосфера меняется. Все, что меняется, - не вы.
Есть ли что-нибудь, что остается неизменным? Да, это вы. Это божественность. Знать это, быть этим и быть в этом - значит достигнутьсамадхи. Медитация - ме тод, самадхи - цель. Медитация, дхьяна, - это способ разрушения отождествления с гостем. А самадхи озна чает растворение в хозяине, пребывание в хозяине, об ретение своего центра в хозяине.
Каждую ночь, засыпая, ты обнимаешь будду,
Каждое утро, просыпаясь, ты снова с ним.
Вставая или садясь, вы наблюдаете и следуете друг за другом.
Разговаривая или храня молчание, вы оба в одном месте.
Вы не расстаетесь ни на миг,
Вы словно тело и его тень.
Если хочешь узнать местонахождение будды,
Ты найдешь его в звуке собственного голоса.
Это дзенская пословица: «Каждую ночь, засыпая, ты обнимаешь будду». Будда всегда здесь, не-будда тоже здесь. Внутри вас встречаются этот мир и нирвана, внут ри вас встречаются дух и материя, внутри вас встречают ся душа и тело. Внутри вас встречаются все тайны миро здания: вы - место встречи, вы - перекресток. С одной стороны - целый этот мир, с другой - целое иного ми ра. Вы - связующее звено между ними. И вопрос только в направленности внимания. Если вы будете продолжать фокусировать свое внимание на этом мире, вы в нем и останетесь. Если вы начнете менять фокус внимания, ес ли вы сместите его и начнете сосредотачиваться на со знании, вы стаете богом. Всего лишь небольшое измене ние, как смена передачи в автомобиле, - вот и все.
«Каждую ночь, засыпая, ты обнимаешь будду, каждое утро, просыпаясь, ты снова с ним». Он всегда здесь, по тому что сознание всегда здесь; оно не теряется ни на секунду.
«Вставая или садясь, вы наблюдаете и следуете друг за другом». Хозяин и гость - оба здесь. Гости непре станно сменяют друг друга, но в гостинице всегда кто-то есть. Она никогда не пустует - до тех пор, пока вы не разотождествитесь с гостем. Тогда возникнет пустота. Тогда временами ваша гостиница будет пустой, и только лишь хозяин будет сидеть в ней и отдыхать, и ему не бу дут докучать никакие гости. Движение приостановлено, люди не приходят. Это моменты блаженства, это момен ты величайшего наслаждения.
«Разговаривая или храня молчание, вы оба в одном мес те». Когда вы говорите, в вас есть некто, кто безмолвству ет. Когда вы испытываете вожделение, есть некто выше вожделения. Когда вы одержимы желанием, есть некто, совсем не испытывающий желания. Наблюдайте - и вы обнаружите его. Да, вы очень близки, и все же очень раз ные. Вы встречаетесь и в то же время не встречаетесь. Вы встречаетесь, как вода и масло: разделение остается. Хо зяин очень близко подходит к гостю. Иногда они пожима ют друг другу руки и обнимаются, но все равно хозяин есть хозяин, а гость есть гость. Гость - это тот, кто прихо дит и уходит; гости постоянно меняются. А хозяин - это тот, кто остается, кто пребывает.
«Вы не расстаетесь ни на миг, вы - словно тело и его тень. Если хочешь узнать местонахождение будды, ты найдешь его в звуке собственногоголоса». Не ищи те будду вовне. Он живет в вас - он живет в вас как хо зяин.
Как же войти в это состояние хозяина? Я хотел бы рассказать вам об одной очень древней технике; эта тех ника чрезвычайно полезна. Это одно из самых простых средств, предложенных Буддой, чтобы прийти к этому непостижимому хозяину, чтобы достичь наивысшей тайны вашего существа:
Отбросьте от себя все возможные отношения и по смотрите, что вы собойпредставляете. Предположим, вы не сын своих родителей, не муж своей жены, не отец своих детой, не родственник своих родных, не друг своихзнакомых, не гражданин своей страны и т. д. и т. п.- тогда вы доберетесь до себя самого.
Просто отсоединитесь. Сядьте как-нибудь в один пре красный день и отсоедините себя от всех отношений. Точно так же, как вы отключаете телефон, отключитесь от всех отношений. Больше не думайте, что вы отец сво его сына, - отключитесь. Вы больше не отец своего сы на, вы больше не сын своего отца. Отключитесь от мыс ли, что вы муж своей жены; вы больше не жена и не муж Вы больше не начальник и не подчиненный. Вы больше не черный и не белый. Вы больше не индус, не китаец и не немец. Вы больше не молодой и не старый. Отключи тесь, продолжайте отключаться.
Существует тысяча и одна разновидность отноше ний - продолжайте отключаться от всех. Когда вы от ключитесь от всех отношений, спросите себя: «Кто я?» И ответа не будет, потому что вы отсоединились от всех ответов, которые могли бы быть даны на этот вопрос.
«Кто я?» И приходит ответ: «Я - врач», но вы отклю чились от всех пациентов. Приходит ответ: «Я - про фессор», но вы отключились от своих студентов. Прихо дит ответ: «Я - мужчина» или «Я - женщина», но вы отключились от пола. Приходит ответ: «Я - старик»; но вы отключились от возраста.
Отсоедините всё. Тогда останетесь вы сами по себе. Тогда впервые хозяин будет один, без гостей. Иногда очень приятно побыть одному без гостей, потому что тогда вы сможете глубже вникнуть в свое состояние хо зяина. Гости создают суматоху, гости шумят, они прихо дят и требуют вашего внимания. Они говорят: «Сделай то, сделай это. Нужна горячая вода. Где завтрак? Где моя постель? В моем номере клопы!» ...и еще тысяча и одно требование, и хозяин начинает бегать за гостями - да, естественно, он должен заботиться об этих людях!
Когда вы полностью отсоединены, никто вас не бес покоит - никто не может вас побеспокоить. Внезапно вы оказываетесь в полном одиночестве - в чистом, в девственно чистом одиночестве. Вы - словно целина, девственный пик Гималаев, где ни разу не ступала нога человека.
Вот что такое девственность. Вот что я имею в виду когда говорю: «Да, мать Иисуса была девственницей» Вот что я имею в виду. Я нe согласен с христианскими теологами - всё, что они говорят, вздор. Вот что такое девственность - Иисус был зачат, когда Мария пре бывала в таком отрешенном состоянии. Когда вы нахо дитесь в таком состоянии и в вас входит ребенок, он конечно же, может быть только Иисусом, больше ни кем.
В Древней Индии существовали специальные методы зачатия детей. Вначале партнеры должны были погру зиться в глубокую медитацию, и только потом они начи нали заниматься любовью. Медитация была подготовкой к сексу - в этом весь смысл тантры. Вначале медита ция - потом соитие. Так приглашались великие души для воплощения. Чем глубже медитация, тем более великая душа может прийти.
Мария, должно быть, была в совершенно отрешен ном состоянии, когда в нее проник Иисус. Она, должно быть, пребывала именно в такой девственности: она бы ла хозяином. Она больше не была гостем, гость ее боль ше не беспокоил, и она больше не отождествлялась с ним. Она не была ни телом, ни умом, ни мыслями, ни же ной - она была никем. В этой «никтойности» она и пре бывала - чистый свет, пламя без дыма. Она была девст венницей.
И я вам скажу, что то же самое было, когда были зача ты Будда, Махавира, Кришна и Нанак, - эти люди про сто не могли быть зачаты иначе. Эти люди могли войти только в самое девственное лоно. Но это мое понимание девственности Марии. Оно не имеет ничего общего с глупыми идеями, что, она, мол, никогда не занималась любовью с мужчиной, что Иисус был зачат не от мужчи ны, что Иисус не был сыном Иосифа. Именно поэтому христиане все время говорят, что «Иисус - сын Ма рии». Они не говорят о его отце; Иосиф не был его от цом. «Сын Марии» и «Сын Божий» - между ними не было Иосифа. Но зачем же так обижать бедного Иоси фа? Почему бы Богу не использовать Иосифа, если Он смог использовать Марию? Что в этом плохого? Он ис пользует Марию ради ее утробы, и это ничего не портит; тогда почему бы Ему не использовать и Иосифа? Утро ба - это половина дела, потому что была использована одна материнская яйцеклетка, так почему бы не исполь зовать сперму Иосифа? Зачем так обижать бедного плотника?
Сущее использует и то и другое. Но состояние созна ния должно - быть от хозяина. И действительно, если вы хозяин, тогда неудивительно, что вы принимаете ве ликого гостя - к вам приходит Иисус! Если вы разотождествитесь со всеми гостями, тогда божественное стано вится вашим гостем. Вначале вы должны стать хозяином, чистым хозяином. Тогда божественное станет вашим го стем.
Когда вы отсекаете все привязанности, вы приходите к самим себе. Теперь спросите себя: «Что такое „я сам по себе"?» Вы не сможете ответить на этот вопрос - на не го нет ответа, потому что он отрезан от всех известных вам отношений. Таким образом, вы сталкиваетесь с не известным; это вхождение в медитацию. Когда вы обо снуетесь в ней целиком и полностью, вы придете к про светлению.
Теперь вы с легкостью сможете понять эту дзенскую притчу.

Ошо

Previous post Next post
Up