porn studies: в качестве введения

Jul 16, 2011 19:59

в своем ЖЖ я писал про то, что собираюсь опубликовать книгу про порно
наверное буду небольшие и облегченные фрагменты в ЖЖ выкладывать
вот нечто в качестве введения
все сноски вырезаны

В фундаментальном исследовании «История сексуальности» Мишель Фуко подчеркивал, что для современного общества характерно стремление к сексуальному самовыражению, определяемому как «проговаривание секса», что, по мнению датских социологов, ведет к «сексуализации общест¬венной сферы» и трансформации самого явления сексуальности. «Проговаривание» секса привело к тому, что в рамках современной культуры сложился «сексуальный дискурс», основанный, с одной стороны, на повышенном интересе к сексу, который определяется Феоной Аттвуд как «побуждение говорить о сексе» («compulsion to speak about sex»), а, с другой, на «разговорах о разгoворах о сексе». Современная культура развивается как культура в значительной степени фрагментирована. М.Л. Гаспаров подчеркивает, что «монолитность всякой культуры - иллюзия». В этом отношении культура распадается на несколько десятков почти изолированных субкультур, среди которых культура, связанная с существованием, функционированием и воспроизводством сексуальности.
Сексуальный дискурс современной массовой культуры функционирует в виде литературы для взрослых и фильмов для взрослых, которые не следует воспринимать как исключительно маргинальные явления. Комментируя особенности массовой культуры, в том числе - и литературы, Ю.М. Лотман подчеркивал, что именно в массовой литературе в наибольшей степени отражаются «средние литературные нормы эпохи». В этом контексте литература и фильмы для взрослых отражают усредненный интерес к сексу в современном обществе. М.Л. Гаспаров подчеркивал, что «массовая культура не заслуживает презрения». Массовая культура в целом, так и те ее сферы, которые связаны с обслуживанием сексуальности, нуждается в самостоятельном изучении.
Одной из форм этого «проговаривания», о котором речь шла выше, является производство, распространение и потребление порнографии. В отечествен¬ной исследовательской традиции утвердилось восприятие порно как феномена маргинального и поэтому выставляемого за пределы куль¬туры. В зависимости от ситуации порно (порнография) нередко определяется апологетами традиционализма и религиозными фанатиками как «бездуховная пропаганда секса» или «значимый аспект современной культуры» западными социологами и культурологами. В целом большинство западных исследователей склонны писать о «культурном значении порно» в контексте развития массовой культуры.
Диапазон мнений, высказываемых в рамках американских cultural studies, отличается значительным разнообразием. Ф. Эттвуд подчеркивает, что порно пребывает в центре многочисленных исследований, который составляют основу функционирования современного исследовательского дискурса cultural studies. В западном научном дискурсе сложилось особое направление porn studies, в рамках которого порно позиционируется как культурный продукт, порожденный серийной и массовой культурой, связанный с техническим прогрессом западного мира, в первую очередь - в сфере производства кино. Западными авторами признается спорный и противоречивый статус порно: «порно много. Но никто не называет его произведением искусства. Или даже просто филь¬мами (уже пару десятилетий индустрия построена на видео). Порно - это предмет потребления». В центре настоящего исследования - проблемы виртуализа¬ции порно-культуры и основные закономерностями ее функ¬ционирования в Интернет-пространстве.
Американский исследователь Фредрик Джеймисон, комментируя особенности современной культурной ситуации, подчеркивает, что «стирание некоторых ключевых связей или различий; наиболее примечательна здесь эрозия различения между высокой культурой и так называемой массовой или поп- культурой. Возможно, последнее - самое угнетающее в данной ситуации с академической точки зрения, которой в силу традиции надлежало удерживать некую область высокой или элитарной культуры во враждебном ей окружении филистерства, безвкусицы и кича, телесериалов и журналов вроде “Readers Digest”, а также передать своим послушникам сложные и требующие длительного усвоения навыки чтения, слушания и видения. Hо многие из новейших типов постмодернизма были просто заворожены всем этим ландшафтом рекламных щитов и мотелей, зоной Лас Вегаса, ночными шоу, второсортными голливудскими фильмами, так называемой паралитературой, всеми этими книгами в мягких обложках, которые берут для чтения в дороге, готика, любовные истории, популярные биографии, детективы, научная фантастика или фэнтези».
Современная культурная ситуация отличается неопределенностью: невозможно четко определить границы культурного пространства, культура фрагментирована. Тенденции к фрагментации не исчезают, а, наоборот, становятся доминирующими. Мэйнстрим и маргинальность готовы поменяться местами. Традиционная культура, т.н. «высокая» культура в условиях постсовременности значительной части потребителей кажется архаичной. В этой ситуации культура массовая с готовностью и решительностью демонстрирует свои потенции и не скрывает амбиций, связанных, в том числе, и с попытками подменить собой культуру в традиционном понимании.
В условиях развития видео и виртуализации массовой культуры порнографическая и эротическая литература стали умирающими жанрами. Казалось бы, развитие видео, которое достаточно быстро из домашних видеомагнитофонов и кассет VHS мигрировало в виртуальное пространство, освоив современные форматы хранения информации, должно было окончательно похоронить литературу. Человек, выросший в рамках общества потребления, скорее всего, может задать вопрос: «Зачем про это читать, если на это можно смотреть?». Но этого не произошло. Развитие Интернета не привело к отмиранию печатной книги и к отмиранию книги как таковой. Текст, как и визуальный ряд порно, сохраненного на различных видеоносителях, трансформировался и адаптировался к вызовам виртуального пространства. Рост Интернета привел не к исчезновению литературы для взрослых, а к ее частичной миграции в виртуальное пространство. Именно проблемам функционирования и тематического содержания подобного рода литературы, как формы массовой культуры и трансформации порно в контексте развития Интернета будет в центре авторского внимания в настоящем исследовании, которое представляет собой краткий очерк истории того сегмента современной массовой культуры, который может быть отнесен к пространству культуры для взрослых.

porn studies

Previous post Next post
Up