Наткнулся я в газете "Версия" на статью
Разбойники с большой дороги Государство озолотится на водителях, лишив их права бесплатного проезда по шоссе. И стало мне интересно, что к чему и насколько достоверно раскрыта тема, т.к. там упоминается Калининград.
Итак, я нашел
Распоряжение от 31 декабря 2009 г. №2146-р об утверждении
Программы деятельности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» на долгосрочный период (2010 - 2015 годы) (ссылка на Word'овский документ, далее буду цитировать с упоминанием страниц и/или номеров приложений).
стр 12: После завершения строительства в доверительное управление Государственной компании перейдут:
кольцевой маршрут в районе Приморской рекреационной зоны в Калининградской области на участке от г. Зеленоградска до г. Светлогорска (общая протяженность - 24,1 км);
Ой ты, Господи, всё не так страшно! Всего-то кусочек от курорта до курорта, казалось бы. Но не всё так просто.
стр 14: Для повышения конкурентоспособности транспортной системы России и реализации транзитного потенциала страны необходимо решить задачу создания сети автомагистралей и скоростных автомобильных дорог, входящих в систему международных транспортных коридоров, включая международный транспортный коридор «Север - Юг» и панъевропейские транспортные коридоры № 2, 9 и 1А, а также новые евразийские транспортные коридоры, в том числе международный транспортный коридор «Европа - Западный Китай».
Вообще-то забавно, но в англоязычной заметке
Pan-European_corridors говорится, что 10 маршрутов в центальной и восточной Европе, определенные в 1994 году, требуют наибольших инвестиций в ближайшие 10-15 лет. Т.е. мы уже опаздываем, т.к. сформировавшиеся транспортные потоки просто так не перестраиваются. Ну да ладно, идём дальше.
В данном случае нас касается именно панъевропейские (вообще, так можно писать? или "пан-европейские" всё же правильно?) транспортные коридоры № 1А -
картинка по ссылке. Ветвь А - это маршрут
Рига - Калининград - Гданьск стр 16: В Программе предусматриваются следующие мероприятия в отношении реконструкции участков автомобильных дорог общей протяженностью 92,1 км, имеющих в настоящее время статус автомобильных дорог регионального значения:
<...>
строительство с последующей эксплуатацией на платной основе кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны в Калининградской области (входит в состав панъевропейского транспортного коридора № 1А Рига - Калининград - Гданьск).
Оказывается, именно отрезок между Зеленоградском и Светлогорском - панъевропейская магистраль! Я-то и не знал, что именно Приморское кольцо и именно этот его участок настолько важны для грузо- и пассажиропотока в европейских масштабах. Как сказано на стр. 15:
Реализация проектов строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, входящих в состав международных транспортных коридоров, позволит создать опорную сеть автомагистралей и скоростных автомобильных дорог в европейской части России и обеспечить выполнение положений Европейского соглашения о международных автомагистралях. С вводом скоростных автомобильных дорог значительно уменьшатся затраты пользователей дорожной сети и транспортная составляющая в конечной цене продукции, увеличится скорость движения транспортных потоков и снизятся затраты времени в пути. Благодаря высокому качеству автомобильных дорог удастся существенно сократить число и тяжесть дорожно-транспортных происшествий.
Пункт № 5 ПРИЛОЖЕНИЯ № 4 "Прогнозируемая протяженность сети автомобильных дорог общего пользования, планируемых к передаче в доверительное управление" сообщает, что автомобильная дорога с названием "Кольцевой маршрут в районе Приморской рекреационной зоны в Калининградской области на участке от г. Зеленоградска до г. Светлогорска" будет иметь протяженность 24,1 км по состоянию на начало 2014 года.
Но гораздо более интересным является ПРИЛОЖЕНИЕ № 7 "Описание инвестиционных проектов", а именно пункт № 8 - он уже звучит как "Строительство кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны в Калининградской области".
Итак, таблица:
Описание
- кольцевой маршрут в районе Приморской рекреационной зоны в Калининградской области - объект нового строительства, который должен обеспечить скоростное автомобильное сообщение между г. Калининградом, аэропортом Храброво, портами и рекреационными объектами федерального значения на территории Калининградской области. Объект входит в состав международного транспортного коридора 1-А «Рига - Калининград - Гданьск».
В период реализации Программы планируется осуществить строительство 4-й очереди объекта на участке от г. Зеленоградска до г. Светлогорска общей протяженностью 24,08 км.
Основные характеристики объекта к 2023 году:
протяженность - 24,08 км;
категория - Iб;
число полос движения - 4.
После завершения строительства эксплуатация этого участка будет осуществляться на платной основе
Цели проекта
- обеспечение скоростного автомобильного сообщения между г. Калининградом, аэропортом Храброво, портами и рекреационными объектами федерального значения на территории Калининградской области.
Снижение транспортных издержек и повышение качества услуг, предоставляемых грузоотправителям и пользователям дорожной сети.
Увеличение транзитного потенциала страны за счет улучшения технических характеристик и пропускной способности международного транспортного коридора 1-А «Рига - Калининград - Гданьск».
Повышение эффективности работы и грузооборота Калининградского транспортного узла
Основные ожидаемые результаты
реализации проекта
- основным результатом реализации проекта станет создание скоростного участка создаваемого автодорожного маршрута на территории Калининградской области протяженностью 24,08 км, обеспечивающего скоростное автомобильное сообщение между г. Калининградом, аэропортом Храброво, портами и рекреационными объектами федерального значения на территории Калининградской области, увеличение скорости доставки грузов и пассажиров, перевозимых автомобильным транспортом по этому направлению
Сроки реализации проекта
- строительство кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны в Калининградской области на участке от г. Зеленоградска до г. Светлогорска - 2011-2013 годы
Объем инвестиций
- в период реализации Программы (2010-2015 годы) общий объем инвестиций составляет 14689,9 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:
2011 год - 2235 млн. рублей;
2012 год - 6681,8 млн. рублей;
2013 год - 5773,1 млн. рублей
Источники финансирования
- финансирование проекта будет осуществляться за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников
Альтернативный проезд
- региональная сеть автомобильных дорог Калининградской области
Я не скажу, что подменяются понятия в таблице. Скорее, вносится путаница: есть Приморское кольцо с его целями и задачами, а есть участок, который станет платным по какой-то причине.
И само собой, я считаю более важным создание нормальной трассы по направлению Советск-Талпаки, открытие "Берлинки", реконструкция и расширение окружной дороги и т.д. - это явно больше соответствует элементам панъевропейского транспортного коридора № 1А. Вот абсолютно искренне не понимаю, нахуя Приморское кольцо объявлять частью коридора и делать платным именно этот участок...
Странно всё это: потратить 14689,9 млн рублей из бюджета и внебюджетных фондов на 24 км дороги, а потом взымать с этого отрезка деньги? И много ли?
стр 28-29: При расчете уровня тарифов был выбран вариант тарифной политики, учитывающий необходимость адаптационного периода <...>:
для легковых автомобилей - 1 рубль за 1 км;
для грузовых автомобилей грузоподъемностью до 8 тонн - 2 рубля за 1 км;
для автобусов большой вместимости и грузовых автомобилей грузоподъемностью свыше 8 тонн - 4 рубля за 1 км.
Предусматривается, что Государственная компания будет осуществлять ежегодную индексацию тарифов с учетом роста реальных доходов населения и валового внутреннего продукта Российской Федерации.
Доходы от сбора платы будут направляться исключительно на покрытие расходов по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании. При этом за счет роста доходов от сбора платы планируется соразмерно снижать субсидии из федерального бюджета на осуществление деятельности по доверительному управлению.
Как видно, речь не идет об окупаемости проекта с фактически "ценой" в 612 миллионов рублей за один километр трассы, а только о "снижении субсидий из федерального бюджета на осуществление деятельности по доверительному управлению" за счет "роста доходов от сбора платы".
Прочитав на стр. 33 про ресурсное обеспечение (1575,3 млрд. рублей с 2010 по 2015), а на стр. 41 про ожидаемые результаты программы (строительство и реконструкция 1472,1 км автомобильных дорог Государственной компании), а также предположив, что нелепости есть не только про Калининград, но и по другим пунктам программы, прийти можно только к одному выводу: очередная профанация и очередной распил бабла во всероссийском масштабе.