Ольга. Елена Алексеевна, я ваша дочь.
Елена Алексеевна. Вот это да.
Ольга. Но вы не беспокойтесь, вам это ничем
не грозит. Просто я приехала на каникулы.
Она положила на стол пакет и коробку с тортом, которую до того держала на коленях.
- Это косынка. Может быть, вам не понравится, подарите кому-нибудь.
Елена Алексеевна. Вот это да.
Ольга. Торт совершенно свежий, вчера купила, называется «Свердловский сувенир».
Александр Володин Дочки-матери
Прочитал статью, в которой разбирались разные неточности в советских фильмах. Например, красные носки у сельского милиционера в «Афоне». Хотя, насколько я помню, в сельмагах порой попадался товар и пофееричнее красных носков.
Зашла речь и о картине Сергея Герасимова «Дочки-матери», 1974 года. В нем героиня, детдомовка и пэтэушница, едет из Свердловска в Москву к своей предполагаемой матери. И везет в подарок свердловский торт.
Девушка попадает в интеллигентную московскую семью, на попытке понять друг друга и строится коллизия. Торт будет играть определенную роль, его съедят к тому моменту, когда станет понятно, что хозяйка дома никак не мать девушки. И заканчивается фильм тем, что героиня стоит на перроне с чемоданом и коробкой торта, едет к следующей кандидатке быть ее матерю.
Автор статьи мягко удивился: обычно сладости везли из Москвы, а не наоборот. Тут прибежали комментаторы, которые стали рассказывать какой гадостью были торты в их свердловском детстве, сплошной маргарин и сода.
Сценарий фильма написал Александр Володин, который, как известно, языком зря не молол. Мне вспомнилась история, про то, как, борясь с космополитами, в Ленинграде разогнали знаменитое кафе «Норд» на Невском. Переименовали его в «Север», а кондитеров выслали в Свердловск. Вот тогда и появился миф про свердловские торты, как затемно занимали очередь за ними.
Наверняка, к началу 70-х знаменитых тортов уже не было, а миф еще был.
Я попытался вспомнить откуда знаю ту историю, где прочитал, поискал в интернете и - ничего не нашел.