«КАЖДЫЙ ВЕЧЕР В ОДИННАДЦАТЬ», 1969
Наконец я нашел фильм, в котором собрано все, что я не люблю в 60-х.
При этом, фильм в целом весьма неплох. В нем нет руководящей роли партии, нет отзвуков минувшей войны, нет доменных печей и токарных станков. Герой - ученый-сомнолог (во как!) что-то мудрит с проводками на голове и осциллографами. Героиня -машинистка, учится на историка. То есть речь идет о чувствах, о взаимоотношениях интеллигентных, деликатных людей.
Но вместе с этим, ужасная манерность и инфантилизм в отношениях взрослых, здоровых, свободных мужчины и женщины. И не то, что бы асексуальность, но такие турусы на колесах там, где должна быть чистая радость. Как ни странно, но я еще застал такой кисло-сладкий тон флирта, хотя и сделал первые шаги на этом поле лет через 6-7 после выхода х/ф на экраны.
Эстетика 60-х, такая навязчивая в картине: треугольные жидколягие столики, козырьки, под которыми герои прячутся от дождя, даже бессмысленная абстрактная скульптура на причале с не менее бессмысленной телефонной будкой - все это уже тогда было, мне кажется, вчерашним днем. 69-й это вам не 59-й. Уже советские танки в Праге, студенты бунтуют в Париже, выходят «Загнанных лошадей пристреливают…» и «Обмен» Трифонова, Никсон, Помпиду и Голда вступают в свои главные должности. Совсем другие годы на пороге, иная манера, иной стиль. «Давайте пойдем туда, где шумно» и молодежные кафе выглядят анахронизмом.
В проходе по дождливой набережной ресторанных музыкантов, продолжающих играть, опознается робкая цитата из Феллини, из которого уже тогда наладились бесцеремонно цитировать, да так, что сегодня немногие опознают первоисточник.
Единственный персонаж, который выглядит естественным - жовиальный саксофонист в исполнении Каневского.
Отрадно, что по прошествии более полувека живы большинство создателей картины: Радзинский - автор сценария и Анар - автор рассказа, по мотивам которого снято кино. Ножкин и Володина - исполнители главных ролей. Каневский и Будницкая, занятые в эпизодах, и оператор Петрицкий. Продолжительность жизни растет, медицина не стоит на месте. А вот режиссер Самсонов давно умер, в этом году ему исполнилось сто лет.