Из рубрики «Стихи персонажей». Пост временный. Через неделю удалю. - МК
Главное в жизни Марюткиной - мечтание. Очень мечтать склонна и еще любит огрызком карандаша на любом бумажном клоке, где ни попадется, выводить косо клонящимися в падучей буквами стихи.
Это всему отряду известно. Как только приходили куда-нибудь в город, где была газета, выпрашивала Марютка в канцелярии лист бумаги.
Облизывая языком сохнущие от волнения губы, тщательно переписывала стихи, над каждым ставила заглавие, а внизу подпись: стих Марии Басовой.
Стихи были разные. О революции, о борьбе, о вождях. Между другими о Ленине.
Ленин герой наш пролетарский,
Поставим статуй твой на площаде.
Ты низвергнул дворец тот царский
И стал ногою на труде.
Несла стихи в редакцию. В редакции пялили глаза на тоненькую девушку в кожушке, с кавалерийским карабином, удивленно брали стихи, обещали прочитать.
Спокойно оглядев всех, Марютка уходила.
-.-
А ты прочла бы! Очень любопытно. Я в стихах понимаю.
- Не поймешь ты. Кровь в тебе барская, склизкая. Тебе про цветочки да про бабу описать надо, а у меня все про бедный люд, про революцию, печально проронила Марютка.
- Отчего же не понять? - ответил поручик. - Может быть, они для меня чужды содержанием, но понять человеку человека всегда можно.
Марютка нерешительно перевернула Коковцева вверх ногами. Потупилась.
- Ну, черт с тобой, прослушь! Только не смейся. Тебя, может, папенька до двадцати годов с гибернерами обучал, а я сама до всего дошла.
- Нет!.. Честное слово, не буду смеяться!
- Тогды слушь! Тут все прописано. Как мы с казаками бились, как в степу ушли.
Марютка кашлянула. Понизила голос до баса, рубила слова, свирепо вращая глазами:
Как казаки наступали,
Царской свиты палачи,
Мы встренули их пулями,
Красноармейцы молодцы,
Очень много тех казаков,
Нам пришлося отступать.
Евсюков геройским махом
Приказал сволочь прорвать.
Мы их били с пулемета,
Пропадать нам все одно,
Полегла вся наша рота,
Двадцатеро в степь ушло.
- А дальше никак не лезет, хоть ты тресни, рыбья холера, не знаю, как верблюдов вставить? - оборвала Марютка пресекшимся голосом.
-.-
ДОПОЛНЕНИЕ
Алексей Устименко
«Барса-Кельмес»
Повесть
Журнальный вариант
Опубликовано в журнале Дружба Народов, номер 6, 2021
Из писем писателя Бориса Лавренёва (Сергеева) ташкентским литературоведам Якову Симкину и Борису Геронимусу:
«…В Ташкенте я прожил с января 20-го по декабрь 23-го года. В это время работал сначала в Политуправлении фронта секретарем, а позже заместителем редактора фронтовой газеты “Красная звезда” и одновременно заведующим литотделом газеты “Туркестанская правда” (с 1924 года переименована в “Правду Востока”).
В 1922 году я начал в Ташкенте писать огромную “эпопею” под названием “Звезда-полынь”, охватывавшую период с 1916 по 1920 год.
Вернувшись в Ленинград и перечитав на досуге этот литературный небоскреб, я понял, что безнадежно запутался в каше событий, нагромоздив в роман что нужно и что не нужно. Роман полетел в корзину, но из него выклеивались отдельные куски, из которых и родились две… повести (“Ветер” и “Сорок первый”).
…В образ Марютки целиком вошла девушка-доброволец одной из частей Туркфронта Аня Власова, часто бывавшая в редакции “Красной звезды” со своими необычайно трогательными, но нелепыми стихами, которые мной и цитированы без изменений в повести.
А Говоруха-Отрок такой же реальный поручик, захваченный одним из наших кавалерийских отрядов в приаральских песках. Я и свел этих персонажей вместе, придумав робинзонаду на острове Барса-Кельмес».