Архитектурный ансамбль железнодорожной станции «Подмосковная» Московско-Виндавской железной дороги (1901 г., арх. предп. Ю.Ф. Дидерикс) заявлен сегодня автором статьи на портале "Транспорт в России" Юрием Егоровым, проектом "Москва, которой нет" и
my_my к постановке под охрану. Заявление об "обнаружении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия" подано в службу одного окна Москомнаследия в 10.30 утра. Объекты, подлежащие обязательному сохранению, по нашему мнению, следующие:
1. Административное здание («деревянный модерн», 1901 г)
2. Жилой дом для сотрудников станции («деревянный модерн» 1901 г)
3. Водонапорная башня (каменная, модерн, сохранены интерьеры, в данный момент в ней ведутся киносъемки)
4. Веерное паровозное депо с действующим поворотным кругом (каменное, модерн, действующее)
5. Дом начальника станции (одноэтажный, модерн, деревянный),
6. Одноэтажное деревянное здание вокзала Подмосковной (заброшено)
К заявлению приложены фотографии, план-схема расположения строений, письмо от "Москвы, которой нет" на имя председателя комитета, копия статьи с портала.
Текст письма, отправленного в Москомнаследие, следующий (продублирован факсом):
"Уважаемый Валерий Андреевич!
По сообщениям СМИ, в том числе транспортного портала России, в ближайшее время в рамках программы, принятой совместно ОАО "РЖД" и правительством города, будет закрыта и выведена за пределы Москвы станция Подмосковная Московско-Смоленского отделения Московской железной дороги. Территория станции будет передана под жилищную застройку.
Вместе со станцией будет уничтожен уникальный комплекс зданий Московско-Виндавской железной дороги, построенный единым архитектурным ансамблем в 1901 году. Сейчас он включает в себя административное здание, жилой дом для сотрудников станции, дом начальника станции, здание вокзала, а также каменные здания водонапорной башни и веерного паровозного депо с действующим поворотным кругом.
Уникальность зданий станции Подмосковная заключается в том, что это единственные подлинные здания Московско-Виндавской дороги, сохранившиеся до нашего времени. Важным является и то, что часть зданий Подмосковной построена из дерева и является прекрасным образцом так называемого «деревянного модерна». Все постройки поддерживаются в хорошем техническом состоянии и все (кроме водонапорной башни) используются и в наше время. Станционный ансамбль не нарушен позднейшими перестройками или включениями новых зданий.
5 декабря в 10.30 нами и участниками комьюнити «Москва, которой нет» подана заявка об обнаружении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия. К ней прилагаются фотографии, схема, копия статьи с портала «Транспорт в России» (автор статьи также является созаявителем). Мы очень просим вас найти возможность как можно быстрее рассмотреть эту заявку, потому что, по нашим данным, приказ об отселении строений был выдан в ноябре и станция может быть уничтожена в самое ближайшее время (до конца декабря). Между тем, возможность сохранить этот прекрасный уголок железнодорожной истории есть. Все постройки находятся не в центре станции, а с краю, их вполне можно сохранить при реконструкции станционной территории. Для возможности проезда поезда с паровозом достаточно оставить один-два пути. Мы также просим вас официально уведомить руководство Московско-Смоленского отделения МЖД о получении заявления о постановке на охрану. Для ускорения процесса (каждый день на счету) уведомление готовы вручить сами".
Ближайшее время - это декабрь. К сожалению, в течение аж семи рабочих дней нашему заявлению будут присваивать регистрационный номер. За это время может произойти, что угодно. Поэтому мы очень просим вас, по возможности, помочь в следующем:
1. В понедельник мы попытаемся привлечь максимальное количество СМИ к этой проблеме. Любому ТВ нужна картинка (она есть) и "говорящая голова" - эксперт. Пока есть только два-три человека, которые могут говорить в выходные. Если у кого-то из вас есть эксперты по промышленной архитектуре, готовые выступить по теме в рабочие дни, пожалуйста, найдите и упросите их это сделать. Счет идет на дни. Представителям СМИ будем признательны за освещение темы.
2. Если кто-то может нам помочь с красочными фотографиями станции для пресс-релизов и статей и историческими данными (в частности, обещают достать дореволюционный путеводитель по Московско-Виндавской железной дороге, но вдруг у кого он прямо под боком есть), будем признательны! Очень-очень надо.
3. Очень нужны люди, которые могут заглядывать на станцию, чтоб не пропустить момента намечающегося сноса. В буквальном смысле, в декабре надо почти что дежурить. Хотя бы раз в день - это район м. Сокол. Кстати, товарищи киношники не очень-то церемонятся с местом для съемок: разломаны асфальтовые дорожки, раскурочены газоны, в общем, принцип "все равно снесут" уже в действии.
На фото Александра Змеула: съемкам (надпись на водонапорной башне бутафорская) добавили "натуральности" - грязь и мостки:(