mkn

"Розовеет Страстной монастырь"

Jul 25, 2019 16:47


На фото - монастырь Страстной иконы Божией матери, основанный в 1654 году.





Вышло так, что с этого монастыря, фактически, начиналась дорога к Петровскому парку с его знаменитыми ресторанами - "Яром", "Стрельной" и прочими рассадниками пьянства и разврата. Возврашаясь с очередного кутежа, московские гуляки лицезрели его благородные контуры. Дело было, как правило утром, монастырь представал перед ними в лучах восходящего солнца. Все это воспринималось как немой, но очень мощный укор.
Именно поэтому Страстной особенно воспет в литературе - ведь наши классики тоже были не чужды загородных развлечений.
Иван Бунин любовался "сиреневыми главами Страстного монастыря". И утверждал, что тот "сияет".
В рассказе "Ида" Бунин писал: "Завтракали мы в этот день до одиннадцати часов вечера. А после поехали к Яру, от Яра - в Стрельну, где перед рассветом ели блины, потребовали водки самой простой, с красной головкой, и вели себя в общем возмутительно: пели, орали и даже плясали казачка... А неслись мы на тройке домой совсем утром, страшно морозным и розовым. И когда неслись мимо Страстного монастыря, показалось из-за крыши ледяное красное солнце и с колокольни сорвался первый, самый как будто тяжелый и великолепный удар, потрясший всю морозную Москву, и композитор вдруг сорвал с себя шапку и что есть силы, со слезами закричал на всю площадь:
- Солнце мое! Возлюбленная моя! Ура-а!"
Монастырь для Бунина был символом душевной чистоты.
Борис Зайцев писал: "Начинало светать - хмурым, неясно-свинцовым рассветом. На Страстной площади было пустынно. Лампадка краснела у входа в монастырь, открылась свечная лавочка. На колокольне медленно звонили".
Даже Марина Цветаева, и та упоминала монастырь в своих стихах:

Всe поймем мы чутьем или верой,
Всю подзвездную даль и небесную ширь!
Возвышаясь над площадью серой
Розовеет Страстной монастырь.

Ни одна московская обитель не пользовалась столь завидной популярностью.

ретрофото

Previous post
Up