О том, что общественные организации патриотического направления собираются провести митинг на Поклонной горе, я узнал в середине января. Локомотивом всей затеи выступила общественная организация «Суть времени» под предводительством политолога Сергея Кургиняна. Эта общественная организация была мне хорошо знакома, поскольку я участвовал в её работе с апреля 2011 года. Главная идея митинга по замыслу организаторов звучала так: «Мы сами справимся со своими проблемами, без внешнего руководства», что нашло выражение в девизе: «Не дадим развалить страну! Честным выборам - да, оранжевым - нет!» Оранжевый цвет стал символом управляемых извне «революций» после драматических событий на Украине, ввергших эту братскую республику в пятилетний политический хаос. Поэтому, лично у меня, никаких сомнений, идти на митинг, или нет, вообще не возникло. Приняв такое решение, я всерьёз подготовился: запасся тёплой одеждой и обувью, горячим чаем, укомплектовал сухпаёк. Из подручных средств соорудил транспарант, напоминающиий лопату для уборки снега.
Итак, с самого начала. На больной вопрос, собирали принудительно людей на митинг, или нет - ответ однозначный: да, в моём случае собирали. В электросетевой организации, где я работаю, руководство предложило ещё в среду, 1 февраля, всем желающим поехать на митинг организованно, на автобусах. Меня это вполне устраивало, так как одним махом решались все транспортные заморочки. Однако, уже в четверг, это добровольное начинание обернулось сплошной административной разнарядкой: оперативные службы должны отправить 30% от списочного состава, остальные службы (в т.ч. и наша) - 100%, уважительная причина - медицинская справка о болезни, или справка по уходу за больными близкими. Как говорится, «нам сделали предложение, от которого практически никто не смог отказаться». Убеждали жёстко. Некоторых ехать заставляли, и они ругались всю дорогу. Ругали верховную власть, своих начальников, и грозились голосовать за любое руководство, кроме нынешнего, всем назло. Таких было 15-20%. Некоторые, в том числе и я, ехали по желанию, нас было порядка 10%. Все остальные ехали примерно с таким настроением: ну, раз так заставляют, и сходу отказаться не удаётся, тогда прокатимся. Если нет другого выхода, расслабимся и будем получать удовольствие. В дальнейшем, многие из этой группы людей значительно изменили своё отношение к самому митингу: уже на Поклонной горе многие, от души, выступали в его поддержку.
Погода и экипировка. Погода оказалась на удивление сносная: я думаю, было примерно минус 18 градусов, мороз ощущался, но терпимо, тем более, что многие, в том числе и я, заранее утеплились. Пожалуй, даже избыточно: термобельё, ватный полукомбинезон, свитер и пуховик. На ногах шерстяные носки и валенки на резиновой подошве, на голове - вязаный подшлемник и вязаная шапка. В целом, очень многие были одеты гораздо легче, причём, на холод не жаловались. Ветер чувствовался, но не напрягал. В общем, с погодой, я считаю, повезло.
Организация. Было расставлено много туалетов. Были палатки, где можно было налить горячего чаю, пирожки, полевые кухни. Спиртное не продавали. Вдоль огромной площади были расставлены экраны и звукоусиливающая аппаратура. Было много милиции, одетой в валенки и полушубки. Было много автобусов. Мимо нас проезжали липецкие, самарские, ивановские, много подмосковных. Рамки металлоискателей проходили быстро и непринуждённо. На территории митинга люди организованно занимали места по плану. Мы стояли справа, возле самой сцены.
Настроение. В целом, атмосфера была замечательная. Я как будто попал в 85-й год, когда мама в первый раз взяла меня с собой на первомайскую демонстрацию. Люди вели себя благожелательно и вежливо, плясали, танцевали, пели песни, кричали лозунги, размахивали флагами и плакатами. По принуждению так себя не ведут.
На Поклонной горе. Когда мы прибыли на место, организаторы от нашей электросетевой организации выдали в каждый автобус российские флаги и транспаранты. Они пояснили, что это нам пригодится, чтобы ориентироваться, и не потерять друг друга во время митинга, чем всех изрядно повеселили. Вот тут-то в дело вступил мой транспарант, похожий на снегоуборочную лопату. Наш автобус стал ориентироваться именно по нему в сплошном море людей и российских флагов, и без потерь пробрался на наше место у сцены. Люди стояли довольно плотно, митинг ещё не начался. Со сцены Николай Расторгуев пел старые добрые песни «Любэ». Его сменили советские песни 70-х, а после них вышла "Дискотека Авария", которая вызвала у тех, кто помоложе, огромный взрыв энтузиазма. Примерно с неё, как мне кажется, у многих настроение начало меняться с негативного/нейтрального на нейтральное/позитивное. Молодцы ребята, классно спели, огромный им респект! Мы растянули транспаранты, подняли флаги, и начали впитывать в себя всё происходящее вокруг. Я разглядел невдалеке флаги "Суть времени", и, передав транспарант-«лопату» коллегам, решил пробраться к ним, надеясь встретить знакомых. Активисты «Сути времени» стояли прямо перед сценой напротив микрофонов, очень плотно. Мне посчастливилось найти знакомых, я успел их поприветствовать, и в этот момент на сцену вышел С. Кургинян и митинг начался.
Митинг. Народ придвинулся ещё плотнее. Люди кричали приветствия, поддерживали ораторов, размахивали флагами. Флаги были самые разные: красные, российские триколоры, имперские, казачьи, флаги общественных движений, «Боевого братства», ...., ...., .…, очень много разных флагов. Транспаранты тоже были разные: как наши, наштампованные, так и самодельные, самого разнообразного содержания. Мне особенно запомнился такой: «Раскачаешь лодку - получишь веслом!» Из-за большой тесноты я отбросил всякую мысль выбраться назад, снял свой шарф с надписью «Советский Союз», растянул его в руках над головой, и принялся размахивать им вместе со всеми. Собственно, кто и что говорил - всё было достаточно предсказуемо, и в принципе, все говорили правильные, и во многом очевидные вещи, что, как я считаю, быстро находило отклик у собравшихся людей. Перед нами выступили: политолог Сергей Кургинян, телеведущий Максим Шевченко, прославленный тренер Татьяна Тарасова, писатель Николай Стариков, телеведущий Михаил Леонтьев (ему кричали "Миша побрейся", по-доброму, из детского хулиганства), историк Наталья Нарочницкая (в записи), философ-евразиец Александр Дугин, писатель Александр Проханов, десантник Павел Поповских, председатель православного союза Валентин Лебедев, гость из Финляндии Йохан Бекман (говорил по-русски, хвалил Россию, ему прокричали "Давай к нам"), писатель Эдуард Багиров, кажется ещё кто-то, от казаков, точно не помню. К сожалению, не было заявленных ранее Анатолия Вассермана, Максима Калашникова, Егора Холмогорова, Андрея Караулова, Владимира Долгих.
О чём говорили выступавшие? О том, что мы переживаем ответственный момент в нашей истории. О том, что от всех нас, от нашего неравнодушия, зависит судьба нашей страны. О том, что нельзя оставаться в стороне и смотреть, как раскачивают ситуацию уличные лидеры, которые себя считают самыми передовыми и креативными, и кого в народе метко назвали «мутью, поднявшейся со дна Москвы-реки». Доставалось тем, кто шныряет по посольствам наших «заклятых заокеанских партнёров», тем, кто предлагает изменить Конституцию, созвать Учредительное собрание, не признавать никаких выборов, какими бы прозрачными и честными они ни были. Практически все выступавшие заканчивали выступление анафемой оранжевым и призывом поддержать на выборах единственного на сегодняшний день кандидата, готового и дальше уверенно вести страну по пути стабильности и прогресса. При этом, Сергей Кургинян, после каждого выступления подчёркивал, что он не по всем вопросам согласен с предыдущим оратором, но по отношению к оранжевой чуме -взгляды едины. И я, и люди вокруг меня кричали в ответ, поддерживали выступавших, скандировали: «Россия!», «Ура!», «Нет оранжевой чуме!», и другие злободневные кричалки. В этот момент, я думаю, многие меняли своё отношение к происходящему с нейтрального или враждебного на позитивное. Я накричался до хрипоты, адреналин накатывал волнами. Кровь бурлила, душа расправила крылья, и некоторое время парила в стратосфере.
Завершение. Все выступления длились около полутора часов, затем вышла "Играй гармонь", и ведущие предложили организованно расходиться под их выступление. В это время народ немного проредился, и я отправился искать своих. Встретил их уже за ограждением, по пути к автобусу. Дальше мы сдали флаги, погрузились и поехали домой, со многими пробками и остановками.
На обратном пути преобладали слова о том, что поехали - и правильно сделали: дело нужное и важное, не потерять бы страну, как в 91-м году. В автобусах, когда многие «расслабились», начались самые задушевные разговоры, про то, как было здорово (кстати, очень многие высказывали своё впечатление похожее на моё, о первомайской демонстрации 85-го.) Люди значительно поменяли своё отношение к произошедшему на митинге в сторону его поддержки. Это происходило в головах, и, возможно, в сердцах людей, такие вещи по разнарядке не бывают. Так что, сам факт того, что людей на митинг собирали принудительно, я бы в итоге оценил так: людей подтолкнули (местами в жёсткой форме) к тому, чтобы они вышли из своего повседневного инертного состояния, и, каким-либо образом, обозначили своё отношение ко всему происходящему в стране. В том, что во время митинга они проявили своё отношение в качестве поддержки - прямая заслуга его организаторов, и тех, кто так вдохновенно выступал. Как говорится, русские медленно запрягают, но быстро ездят. Главное - не опоздать.
Итог. Я считаю, что митинг обладает большой мобилизующей силой, сплачивает людей, самых разных, знакомых и незнакомых, наделяет их мощным зарядом энергии. Людей, находящихся в инертном состоянии, митинг делает непосредственными участниками и соавторами истории. Это зажигает огонь в сердце, пусть даже кратковременно. Я многое готов отдать за то, чтобы ещё раз увидеть стоящими рядом, на одной трибуне, людей таких диаметрально противоположных политических взглядов, как Сергей Кургинян и Александр Дугин, таких идеологических противников, как Наталья Нарочницкая и Александр Проханов, других известных и уважаемых мною людей, патриотов России, которые, пусть ненадолго, объединились на этом митинге с великой целью сохранить нашу страну. Я так же многое готов отдать за то, чтобы ещё раз ощутить ту звенящую энергию сотни тысяч людей, пришедших, чтобы не дать прекратиться нашей тысячестолетней истории. Все эти впечатления очень сложно передать словами, но их можно в полной мере пережить в морозный февральский день в Парке Победы на Поклонной горе, триумфальном месте российской истории.