Я хотела назвать свою драшу "Что общего между проказой и коронавирусом".
Вообще, общего очень много: и там, и там применяется карантин, все этой болезни боятся, обе затрагивают, среди прочего, респираторный тракт. Но прежде всего нужно понять, является ли описанная в Торе цараат болезнью, которая по-русски называется проказой. Мне кажется, кто-то уже делал на эту тему драшу, извините тогда за повторения, но я скажу и что-то новое, по раву Мильгрому, большому специалисту по сефер Ваикра.
Cловарь и википедия говорят: да, лепра, Hansen's decease. Но если читать википедию дальше, мы видим, что не так уж лепра похожа на цараат из Торы: она слабо заразна, лечится или проходит очень долго, совсем не так, как в Торе. Вообще рав Мильгром говорит, что он пригласил уважаемого дерматолога из Сан-Франциско, и тот сказал, внимательно изучив текст Торы и более поздние средневековые тексты, что описание болезни в нашей праше не соответствует ни одной из существующих кожных болезней ни с точки зрения симптомов, ни лечения. И уж точно ни одна из хоть сколько-нибудь похожих болезней не пройдет и даже не изменится за неделю или две. Но все-таки что-то общее с проказой у болезни цараат есть: это такие чешуйки, струпья. Поэтому Мильгром предлагает называть это болезнь не проказа, лепра, как ее перевела Септуагинта, а чешуйчатая болезнь. Но, опять-таки, медицине такая болезнь неизвестна, и если мы все-таки будем пытаться настаивать, что да, это проказа или даже другая кожная болезнь, просто она видоизменилась, то тогда мы удивимся сами себе, потому что и в Танахе мы находим полководца Наамана в Мелахим бет, который был поражен проказой, и никто его не сажал на карантин, он жил дома с семьей, разговаривал с пророком Элишей и никто от него не шарахался. Если мы продолжим и будем пытаться понять, что такое цараат одежды и дома, то, скорее всего, мы поймем, что медицина нам здесь не поможет.
Тора, однако, казалось бы, рассматривает по крайней мере цараат людей как болезнь. Комментаторы и Талмуд видят в этой болезни наказание, в основном за лашон а-ра. Реш Лакиш в трактате Арахин даже находит звуковое сходство: мецора - моци шем ра. Приводится много примеров, демонстрирующих связь между цараат и лашон а-ра, я не буду их сейчас приводить. Они в любом случае поучительны и ясно показывают, что очень важно воздерживаться от лашон а-ра, объясняют, что и меры принимаемые в качестве лечения проказы, очень подходят для наказания за лашон а-ра. Но Мильгром предлагает посмотреть на вопрос о проказе несколько иначе. Это не болезнь, мы уже видим, это ритуальное состояние нечистоты. И мы сможем понять его, если вспомним, что такое нечистота. Мы знаем, что нечистота связана со смертью. Мертвое тело - ави авот атума. Другие виды нечистоты, более слабые, - это что - то, в чем есть какая-то частица смерти. Менструальная кровь - это несостоявшаяся беременность, истечение семени - тоже несостоявшееся оплодотворение. И прокаженный тоже рассматривается почти как труп. Аарон в своей молитве за Мириам говорит: пожалуйста, пусть она не будет как мертвый, который выходит из чрева матери полуистлевшим. К тому же, прокаженный, как и мертвец, оскверняет в шатре - другие виды нечистоты так не передаются.
Очищение тоже похоже. И для очищения от нечистоты по мертвому, и нечистоты проказы, и только для них нужно кропление, и живую птицу макают в кровь зарезанной птицы, над живой водой источника, и в ней эзов, и червленица - красные элементы, символизирующие жизнь, которая, как известно, в крови.
Интересно, что как в прошлый раз я говорила о двух параллельных аллегорических пониманиях Шир аШирим, так здесь мы видим два параллельных символических понимания, к примеру, очищения от проказы. Раши и Талмуд говорят, что птичка символизирует болтовню, щебетанье, которыми провинился прокаженный. Толаат шани - что он должен почувствовать, что он, в сущности червь. Мильгром же видит в них символ жизни.
Итак, мы видим, что нечистота проказы и очищение от проказы больше других нечистот похожа на нечистоту по мертвому. А как это объяснить? Про маточную кровь мы поняли, как это связано со смертью. А проказа как? Говорит Мильгром - видом, чешуйки. И тогда нас уже не смущает проказа одежды и проказа домов. Плесень и гниль на одежде и на постройках дают такое же впечатление разложения и смерти. И интересно, что определяется это по виду. Коен смотрит, и коен решает. Дом становится нечистым, когда коен объявит его прокаженным - и рекомендуется вынести из него вещи еще до того, как коен его объявит нечистым. Значит, это не объективная физическая нечистота. Так же и у человека. Не нужно делать анализ и решать, проказа это или нет. Так же, как на прошлой неделе, в прашат Шмини, мы говорили о разрешенных и запрещенных животных - и они определяются по виду, не по их биологическому строению. Вот заяц и то ли кролик, то ли доман объявляется жвачным - хотя он совсем не отрыгивает жвачку, как корова с четырехкамерным желудком. Но зато есть объяснение, что то, что делает заяц, выглядит, как отрыгивание жвачки: он выблевывает проглоченную, но недостаточно переваренную пищу, оставляет ее на солнце, чтобы она уже доварилась, и съедает снова. А доман делает движения, как будто он жует жвачку.
То есть это выглядит, как будто он жует жвачку. А галаха, нас этому учил рав Шабтай Рапопорт, не вдается в химию и биологию. Она смотрит на вид, на вкус - органолептически. Вот хамец, говорил он, главное в нем - это вкус хамеца. Конечно, мы не определяем сейчас по вкусу, хамец это или маца, но суть хамеца, говорит он, именно во вкусе. Вот так и проказа - она выглядит как смерть - и поэтому мы ее и считаем подобной смертью, и поэтому она нечиста. Можно очень много сказать о том, что иудаизм - религия жизни, она не воспевает смерть. לא המתים יהללו אל. Живые могут прославлять Всевышнего, служить ему, выполнять его заповеди. Вот кто-то написал по поводу коронавируса, что в Израиле смертность такая маленькая не потому, что он хорошо с этой проблемой борется, а потому что у евреев культура такая. Не знаю, что он имел в виду, но да, Иудаизм за жизнь, лехаим!
Но Иудаизм еще и за общество, огромная часть галахот регулирует общественную жизнь, общественной должна быть молитва. Мертвые не прославляют Бога - но и самую прославляющую Бога молитву, Кадиш, мы не говорим в одиночку. Поэтому мы можем вернуться к традиционному толкованию проказы: это наказание, или лучше сказать следствие лашон-ара. Смерть, которая символизируется чешуйками на лице мецора, на одежде, на доме - это невозможность жить в обществе, жить среди людей. Говорящий лашон а-ра убивает того, о котором он его говорит, но прежде всего он убивает самого себя. Это очень хорошо символизируется тем, что он должен замотать себе рот: он не сможет сказать лашон а-ра, но и славить Бога он не может.
Ну, и какой мы из этого сделаем вывод о нашем сегодняшнем положении, когда мы не можем собираться, должны дистанцироваться друг от друга на 2 метра и носить, как прокаженные, маски?