Тема ангела-руководителя действительно выглядит странно в Мишпатим, и отсылка Раши к Ки Тиса / тельцу не кажется удовлетворительной, поскольку делается за неимением лучшего.
У всякого ангела определенная финитная миссия (на то он и посланец): "нет ангела с двумя миссиями и нет двух ангелов с одной миссией". Традиция также говорит, что к каждому народу приставлен ангел - он представляет Всевышнего в контракте, заключенном с данным народом. Простить существенное нарушение контракта - за пределами миссии ангела. И согласно Раши к Ки Тиса 33:16, по просьбе Моше Всевышний, после дарования Торы, не присутствует лично у других народов. Получается, что передача руководства над нами ангелу, предлагаемая Им в Мишпатим - снижение нашего статуса. Между тем это послание ангела в Мишпатим 23:20 ff. - явно задумано как благо для нас (hаШем говорит о нем "в хорошем настроении").
Возможно, "ангельский проект" в Мишпатим - шаг навстречу нашему стремлению к самостоятельности. Законы даны, и при условии нашего хорошего поведения все, что остается - это довести нас до нужного места. С этим ангел справился бы - опять-таки, при условии нашего хорошего поведения. Так же и для Адама, если он не совершает грехопадения, достаточно управления по справедливости: Бог обучает его познавать мир / возделывать сад, а Адам по собственной доброй воле ведет себя хорошо / соблюдает заповедь. И если мы, получив мишпатим / "книгу Завета", упоминаемую в Мишпатим, ведем себя хорошо, то ведет нас ангел, а hаШем остается с нами как Учитель и Друг; Жених, наконец - и как жених, на некотором отдалении.
Но Адам грехопадение совершает, а мы себя хорошо не ведем. После тельца, намерение Всевышнего послать нам ангела - это, с одной стороны, дарование нам еще одного шанса быть управляемыми по справедливости, а с другой стороны, проект нереальный, рассчитанный только на просьбу Моше отменить его. Ибо сочетание нашего статуса избранного народа с нашей склонностью вести себя плохо приводит к тому, что никто и ничто, кроме Самого Всевышнего, с нами не справится; и мы должны "рисковать", полагаясь на Его милосердие, хотя оно и не гарантировано, а не только на Его справедливость, которая гарантирована (и вообще, и в частности нам через благословение Ицхаком Якова - там, как отмечает Раши, сказано элоким и не сказано hаШем).
У всякого ангела определенная финитная миссия (на то он и посланец): "нет ангела с двумя миссиями и нет двух ангелов с одной миссией". Традиция также говорит, что к каждому народу приставлен ангел - он представляет Всевышнего в контракте, заключенном с данным народом. Простить существенное нарушение контракта - за пределами миссии ангела. И согласно Раши к Ки Тиса 33:16, по просьбе Моше Всевышний, после дарования Торы, не присутствует лично у других народов. Получается, что передача руководства над нами ангелу, предлагаемая Им в Мишпатим - снижение нашего статуса. Между тем это послание ангела в Мишпатим 23:20 ff. - явно задумано как благо для нас (hаШем говорит о нем "в хорошем настроении").
Возможно, "ангельский проект" в Мишпатим - шаг навстречу нашему стремлению к самостоятельности. Законы даны, и при условии нашего хорошего поведения все, что остается - это довести нас до нужного места. С этим ангел справился бы - опять-таки, при условии нашего хорошего поведения. Так же и для Адама, если он не совершает грехопадения, достаточно управления по справедливости: Бог обучает его познавать мир / возделывать сад, а Адам по собственной доброй воле ведет себя хорошо / соблюдает заповедь. И если мы, получив мишпатим / "книгу Завета", упоминаемую в Мишпатим, ведем себя хорошо, то ведет нас ангел, а hаШем остается с нами как Учитель и Друг; Жених, наконец - и как жених, на некотором отдалении.
Но Адам грехопадение совершает, а мы себя хорошо не ведем. После тельца, намерение Всевышнего послать нам ангела - это, с одной стороны, дарование нам еще одного шанса быть управляемыми по справедливости, а с другой стороны, проект нереальный, рассчитанный только на просьбу Моше отменить его. Ибо сочетание нашего статуса избранного народа с нашей склонностью вести себя плохо приводит к тому, что никто и ничто, кроме Самого Всевышнего, с нами не справится; и мы должны "рисковать", полагаясь на Его милосердие, хотя оно и не гарантировано, а не только на Его справедливость, которая гарантирована (и вообще, и в частности нам через благословение Ицхаком Якова - там, как отмечает Раши, сказано элоким и не сказано hаШем).
Reply
Leave a comment