ADOS (Шкала Наблюдения для Диагностики Аутизма): обзор, рекомендации

Sep 06, 2017 01:14

ADOS (Autism Diagnostic Observation Schedule/Шкала Наблюдения для Диагностики Аутизма) - основная методика для оценки общения, социального взаимодействия, игры, и/или использования материалов с применением воображения для лиц, имеющих подозрение на аутизм (РАС). ADOS учитывает возрастные особенности, конкретные проявления нарушений (а не общее впечатление), а так же неравномерность развития навыков (а не только задержку). Процедура проведения предполагает ряд запланированных мероприятий (создание социальных ситуаций, предъявление стимулов, материалов, потенциально интересных ребёнку), направленных на выявление форм поведения, относящихся к РАС. Эта методика может быть использована для диагностики практически каждого, имеющего подозрение на аутизм или страдающего этим расстройством: от младенческого до взрослого возраста, от неговорящих детей до свободно говорящих взрослых.

Разработана в США авторами: Catherine Lord, Ph.D., Michael Rutter, MD, FRS, Pamela C. DiLavore, Ph.D., Susan Risi, Ph.D. Методика базируется на диагностических критериях DSM-V (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders, 2013г.) и регистрирует отклонения в сфере общения и социального взаимодействия, а также стереотипные паттерны поведения и ограниченные интересы.

В настоящее время актуальна вторая версия (ADOS-2). Это стандартизированная методика, позволяющая при наличии подозрения на расстройства аутистического спектра оценивать особенности общения, социального взаимодействия и игры. Структурированные виды деятельности и материалы методики позволяют создать стандартные ситуации, в которых могут проявиться формы поведения, важные для диагностики аутизма.

Основные достоинства методики:
• получила широкое распространение в мире и на данный момент является золотым стандартом диагностики РАС;
• соответствует всем психометрическим стандартам, таким как: валидность, надежность, достоверность и т.д.;
• позволяет с высокой точностью определить наличие или отсутствие расстройства аутистического спектра а также степень его выраженности.

ADOS-2 включает в себя пять модулей. Каждый из модулей предлагает стандартные виды деятельности (задания), позволяющие наблюдать за формами поведения, важными для диагностики расстройств аутистического спектра на разных уровнях развития и в разном хронологическом возрасте. В новую версию впервые включен модуль Т для обследования детей ясельного возраста, при помощи которого можно определить степень риска развития расстройств аутистического спектра.

ADOS-2 может применяться для обследования лиц различного уровня развития и владения речью. При этом в каждом случае выбирается один из пяти модулей, исходя из уровня владения экспрессивной речью и хронологического возраста обследуемого, а также с учетом приемлемости материалов обследования для его уровня зрелости.

Внимание! ADOS не предусматривает тонкой дифференцировки внутри спектра аутизма.

Обследование проводится сертифицированным специалистом - психологом, имеющим опыт работы с людьми с РАС и прошедшим дополнительную подготовку по работе с методикой.

О инструменте
Для взрослых людей с беглой речью используетсяя ADOS module 4 (Шкала Наблюдения для Диагностики Аутизма, модуль 4 для бегло говорящих подростков и взрослых).

Он состоит из пяти доменов, учитываются из которых первые три:
1. Communication/Общение
2. Reciprocal social interaction/Социальное взаимодействие
3. Communication and social/Общение+Социальное взаимодействие
4. Imagination and creativity/Воображение и креативность
5. Stereotyped behaviors and restricted interests/Стереотипные формы поведения и ограниченные интересы

Для попадания в классификацию "аутизм" должно быть:
все три домена равны или выше предельных значений
- Communication/Общение 3 и выше,
- Social Interaction/Социальное взаимодействие 6 и выше,
- Communication+Social Interaction Total/Общение+Социальное взаимодействие 10 и выше.

Для попадания в классификацию "аутистический спектр" должно быть:
все три домена равны или выше предельных значений
- Communication/Общение 2 и выше,
- Social Interaction/Социальное взаимодействие 4 и выше,
- Communication+Social Interaction Total/Общение+Социальное взаимодействие 7 и выше,
- обязательно по крайней мере один из доменов должен быть меньше предельного значения для классификации "аутизм" (Communication/Общение 2, Social Interaction/Социальное взаимодействие 4 или 5, Communication+Social Interaction Total/Общение+Социальное взаимодействие от 7 до 9).

Для попадания в классификацию "не спектр аутизма" должно быть:
по крайней мере один из трёх доменов ниже предельного значения для классификации "аутистический спектр"
- Communication/Общение 1 и ниже,
- Social Interaction/Социальное взаимодействие 3 и ниже,
- Communication+Social Interaction Total/Общение+Социальное взаимодействие 6 и ниже.

Структура интервью
Оцениваются (от 0 до 2 баллов): необычный зрительный контакт, описательные и указательные жесты, выражения лица, направление взгляда на собеседника, стереотипное и своеобразное использование слов или фраз, эмоциональные жесты, объём взаимной социальной коммуникации, эмпатия, способность к диалогу, отклик на социальное взаимодействие, качество социальной инициативы, воображение, скорость реакции на социальную ситуацию, способность к демонстрации, ритуалы, аномальность речи.

Процедура обследования предполагает общение с интервьюером и длится от 40 до 60 минут. Вам будут предлагаться два вида деятельности: интервью (беседа о Вас и Вашей повседневной жизни) и задания, предполагающие инструкцию.

Часть первая: общее интервью (продолжительность 45 минут)
- краткие сведения о себе, повседневная жизнь
- работа (есть ли, как часто менялась, какие там отношения)
- социальные трудности и раздражение (от чего возникает раздражение, делаете ли вы что-то раздражающее других)
- эмоции (понимание и ощущение: счастье, страх, одиночество)
- друзья (понимание дружбы, причины дружбы)
- личная жизнь (понимание брака, планы)
- планы и мечты

Часть вторая: стимульный материал (продолжительность 20 минут)
- составление рассказа по картинкам из книги (книга не содержит слов, только картинки)
- описание рисунков (2 рисунка представляют собой общую картину из деталей))
- задание на демонстрацию (чистка зубов, умывание)
- рассказ в картинках (набор карточек с изображениями)
- сочинение рассказа из набора случайных предметов

Рекомендации к поведению на тестировании
Нужно вести себя максимально естественно, свободно, не пытаться изображать (имитировать) нейротипичность.
Тестирование построено так, что правильных ответов нет, и проходит в формате беседы, а не анкетирования/допроса и т.д.
В любой момент можно попросить перерыв и передохнуть.

ados

Previous post Next post
Up