Понимание метафор, иронии, сарказма и "модель психического" при РАС

Apr 28, 2016 22:40



Введение
Аутизм представляет собой генетически обусловленное нарушение развития нервной системы, его распространённость оценивается в 1 из 100-150 человек (данные на 2010 год).

Расстройства аутистического спектра включают: аутизм (аутическое расстройство), неспецифическое первазивное нарушение развития (атипичный аутизм), синдром Аспергера.

В психологическом плане для РАС характерно наличие общей для всех детей триады нарушений поведения:
- Проблемы социального взаимодействия, либо социальная самоизоляция или неадекватные социальные отношения.
- Проблемы коммуникации и речи.
- Навязчивые ритуалы (часто двигательные) и повторяющийся репертуар поведения.

Дети с аутизмом и НПНР имели трудности с формированием словарного запаса и овладением навыком построения предложений; дети с синдромом Аспергера - нет.

Социальные и поведенческие нарушения при НПНР (атипичный аутизм) и синдроме Аспергера менее серьёзно выражены, чем наблюдающиеся у детей с аутизмом (аутическое расстройство).

Около трети детей из спектра аутизма можно охарактеризовать как "высокофункциональных", так как при тестировании на уровень интеллекта (IQ) и речевые навыки они набирают количество баллов, соответствующее нормальному уровню.

Тем не менее, несмотря на наличие нормальных или даже отличных способностей к построению предложений и накоплению словарного запаса, у этих детей есть трудности с речью (функциональное использование) и навыками беседы.

Исследователи предполагают, что языковые проблемы у детей с расстройствами аутистического спектра возникают из-за дефицитов при работе "модели психического", то есть представления о психическом состоянии других людей (особенно относительно знания/незнания), их убеждений, их намерения взаимодействовать. (Tager-Flusberg, 2000)

В частности, сообщалось, что у детей с расстройствами аутистического спектра значительные трудности понимания небуквальных форм общения (метафоры, ироничные высказывания, образные выражения), потому что они не в состоянии распознать сказанное в переносном смысле. У них наблюдается тенденция интерпретировать эти формы в прямом смысле. (Happe, 1995)

Задача исследования
Это исследование изучает взаимосвязь работы "модели психического" (логический ход мысли) и правильную интерпретацию метафор и иронии у людей с расстройствами аутистического спектра.

Участники исследования
45 детей и подростков в возрасте от 9 до 18 (в среднем 12 лет).
Все исследования финансировались Национальным Институтом Здоровья и проводились в Детском Исследовательском Центре Йельского университета.
У всех детей нормальный уровень вербального и невербального интеллекта (>85) по шкале Векслера (в среднем 106).
Участники были разделены на три группы на основе диагностических категорий: 18 с высокофункциональным аутизмом (и НПНР), 13 с синдром Аспергера, 14 с типичным развитием.
Диагнозы в группах с РАС соответствовали критериям диагностики DSM-IV и установлены с использованием протоколов ADI-R и ADOS.
Три группы сопоставимы по возрасту и уровню невербального интеллекта.

Процесс
Тестирование участников проводилось в Детском Исследовательском Центре Йельского университета при помощи картинок для оценки навыков владения языком, разработанными Питером и Джил де Вильерс (в процессе).
Звукозаписи сессий были помещены на компакт-диски и отправлены в Колледж Смит для транскрипции, кодирования и анализа.

Материалы
"Модель психического": первая сюжетно-тематическая задача оценивает у детей умение рассуждать о состоянии других людей относительно наличия у них знаний и понимание ложных убеждений, в том числе ложных убеждений второго порядка.

Первая картинка:
Сэм и Мэри вместе играют. Они выглядывают в окно и видят, что у школы продают выпечку. Мэри говорит Сэму: "Сбегаю купить нам печенье с шоколадной крошкой" и уходит.



Вторая картинка:
Мама пришла домой и говорит Сэму, что проезжала мимо продажи выпечки. Сэм спрашивает её: "Там продаётся печенье с шоколадной крошкой?". Мама отвечает: "Нет, я видела только тыквенный пирог". Сэм говорит: "А, тогда Мэри сможет купить тыквенный пирог на продаже выпечки".


Ситуация 1: Мэри еще не дошла до продажи выпечки. Мэри знает, что на продаже выпечки продают тыквенный пирог?

Третья картинка:
Мэри пришла на продажу выпечки. "У вас есть печенье с шоколадной крошкой?" - спрашивает она. "Нет, у нас только брауни", - отвечает дама, сидящая за столом. Так как Мэри любит и брауни, она решила взять несколько штук.


Ситуация 2: Сэм знает, что Мэри купила несколько брауни?
Вопросы: Чем же торгуют на продаже выпечки по мнению Сэма? Почему он так думает?

Четвертая картинка:
По дороге домой Мэри встречает почтальона. Она говорит: "Я только что купила несколько брауни и поделюсь ими с моим братом Сэмом. Это сюрприз". "Какая ты добрая!" - говорит почтальон, а затем спрашивает: "А Сэм ждёт от тебя покупки чего?".


Вопросы: Что Мэри сказала почтальону? Почему она так сказала?
Чем же торгуют на продаже выпечки по мнению Сэма? Почему он так думает?

Метафора: вторая задача оценивает у детей понимание и объяснение метафорического языка.

Метафорический эпитет
Вопрос 1. На какой из картинок слепой дом?
Вопрос 2. Почему дом слепой?



Перцептивная метафора
Вопрос 1. На какой из картинок нога-черепашка?
Вопрос 2. Почему эта нога выглядит как черепашка?



Третья задача оценивает у детей понимание и объяснение иронических и саркастических высказываний.
Сюда входит тестирование интерпретации прямого сарказма с негативным смыслом, иронических комплиментов, иронических вопросов, преувеличения (гиперболы), недосказанности с целью придания дискуссии иронической окраски.
В этом тестировании дети рассуждают о том, что говорящий собирался делать, что говорящий действительно подразумевал под своими словами, также они поясняют ход своих суждений (обосновывают их).

Понимание иронического контекста
Картинка левая: На улице идёт снег, холодно. Бабушка мёрзнет в гостиной.
Картинка правая: Мальчик возвращается с прогулки в дом и, оставив дверь открытой, направляется к себе в комнату на второй этаж. Его бабушка говорит: "Может заодно окно откроешь?". (с саркастической интонацией)


Вопрос 1. Бабушка хочет, чтобы мальчик открыл окно?
Вопрос 2. Бабушка хочет, чтобы мальчик закрыл дверь?

Понимание гиперболы (чрезмерного преувеличения с целью усиления впечатления)
Картинка левая: Мэри получила от бабушки свитер на свой день рождения, но , к сожалению, он оказался великоват.
Картинка правая: Салли, сестра Мэри, говорит: "В твой свитер одновременно вся наша семья влезет".


Вопрос 1. Что Салли имела в виду?
Вопрос 2. Салли считает, что в свитер Мэри может поместиться целая семья?

Результаты
Групповые различия в работе "модели психического"
Лица с ВФА и НПНР показали результаты значительно хуже, чем участники контрольной группы (77,2% и 94,6% соответственно, р<0,05).
Между группой с синдромом Аспергера и контрольной группой нет существенных различий в "модели психического" (91,4% и 94,6% соответственно).

Групповые различия в понимании и объяснении метафор
Лица с ВФА и НПНР показали результаты значительно ниже, чем группа с синдромом Аспергера (73,2% и 89,8% соответственно, р<0,01) и контрольная группа (73,2% и 90,5% соответственно, р<0,01).
Между группой с синдромом Аспергера и контрольной группой опять нет различий: обе показали близкие к максимальным результаты.
Лица с ВФА и НПНР продемонстрировали равную степень нарушения понимания метафор (переносный смысл, поведение), даже если их словарный запах включал метафорические эпитеты, как и у типично развивающихся детей из контрольной группы.

Групповые различия в понимании и объяснении иронии
Лица с ВФА и НПНР выполнили задачи на понимание иронии достаточно хорошо, но они хуже разъясняли смысл вопросов (74,0% правильных ответов), в сравнении с рассуждением о поведении и выбором однозначного ответа между "да" и "нет" (94,4% правильных ответов).
Несмотря на хороший уровень результатов, группа с ВФА и НПНР выполнила задание на понимание иронии хуже, чем группа с синдромом Аспергера (89,8% и 97,6% соответственно, р<0,05) и контрольная группа (89,8% и 97,2% соответственно, р<0,05)
Группа с синдромом Аспергера и контрольная группа выполнили задание с почти одинаковым максимальным результатом (97,9% и 97,2% соответственно).
Для лиц с ВФА и НПНР понять прямой сарказм и саркастические элементы в вопросах оказалось проще, чем гиперболу или сдержанный вопрос, потому что первые чаще встречаются в повседневной речи.

Корреляционный анализ
Частная корреляция показала, что для лиц с расстройствами аутистического спектра (аутическое расстройство, НПНР и синдром Аспергера; участники объединены, N=31) существует явная связь между их способностью правильно интерпретировать метафоры и ироничные высказывания и уровнем их "модели психического", даже без учёта факторов возраста и уровня невербального интеллекта.



Заключение
Результаты этого исследования подтверждают и дополняют предыдущие исследования о непонимании небуквального языка у людей с аутизмом.
Если оценивать в широком диапазоне понимание различных типов метафор и иронических высказываний, то лица с ВФА существенно хуже интерпретируют образный язык и ироничный контекст, чем дети из контрольной группы, соответствующие им по возрасту и уровню интеллекта.
Эти нарушения в использовании небуквального языка наблюдались у лиц в ВФА даже тогда, когда они обладали хорошим навыком построения предложений и запасом слов.
Согласно предположениям Хаппе (1995) и Тагер-Флусберг (2000), степень нарушения интерпретации иронии и метафор у детей с РАС можно прогнозировать исходя из развития их "модели психического". Предположительно, нарушение способности понимать психическое состояние других людей способствует возникновению проблем с коммуникацией и умением поддерживать разговор.
То, что для лиц с синдромом Аспергера не было обнаружено нарушений "модели психического" и понимания небуквального (образного) языка, оказалось неожиданностью и может объясняться высокими вербальными навыками у лиц этой группы. Тагер-Флусберг и Джозеф (2005) предполагают, что дети с ВФА и синдромом Аспергера могут использовать свои отличные речевые навыки для недвусмысленного понимания задач на "модель психического".
Разница в результатах групп с ВФА/НПНР и синдромом Аспергера также может объясняться отсутствием задержки речевого развития у людей с синдромом Аспергера.

Представленный выше материал - перевод текста "Understanding metaphors, irony and sarcasm in high functioning children with autism spectrum disorders : its relationship to theory of mind".

В 2011 году это исследование было изменено: не выделена группа с синдромом Аспергера, увеличено количество участников (58), дополнен корреляционный анализ.
"Non-Literal Language and Theory of Mind in Autism Spectrum Disorders"
Peter A. de Villiers, Jill G. de Villiers, Stacy Diaz, Christina Cheung, Rosie Alig & Vanessa Raditz (Smith College), Rhea Paul (Yale University School of Medicine)

модель психического, язык, симптомы

Previous post Next post
Up