Третья задача оценивает у детей понимание и объяснение иронических и саркастических высказываний.
Сюда входит тестирование интерпретации прямого сарказма с негативным смыслом, иронических комплиментов, иронических вопросов, преувеличения (гиперболы), недосказанности с целью придания дискуссии иронической окраски.
В этом тестировании дети рассуждают о том, что говорящий собирался делать, что говорящий действительно подразумевал под своими словами, также они поясняют ход своих суждений (обосновывают их).
Понимание иронического контекста
Картинка левая: На улице идёт снег, холодно. Бабушка мёрзнет* в гостиной.
Картинка правая: Мальчик возвращается с прогулки в дом и, оставив дверь открытой, направляется к себе в комнату на второй этаж. Его бабушка говорит: "Может заодно окно откроешь?". (с саркастической интонацией)
Вопрос 1. Бабушка хочет, чтобы мальчик открыл окно?
Вопрос 2. Бабушка хочет, чтобы мальчик закрыл дверь?
Понимание гиперболы (чрезмерного преувеличения с целью усиления впечатления)
Картинка левая: Мэри получила от бабушки свитер на свой день рождения, но , к сожалению, он оказался великоват.
Картинка правая: Салли, сестра Мэри, говорит: "В твой свитер одновременно вся наша семья влезет".
Вопрос 1. Что Салли имела в виду?
Вопрос 2. Салли считает, что в свитер Мэри может поместиться целая семья?
Задачи взяты из исследования "Небуквальный (метафорический) язык и "модель психического" при РАС".
*(не топят, что ли? - прим.)