Введение
"Идеи, философия, родоначальники ANI".
Часть первая
"Предисловие. Начало: неожиданные встречи".
Часть вторая
"Пусть свершится: первые шаги".
Часть третья
"Неожиданное столкновение с оппозицией".
Часть четвертая
"Становление группы: один человек за другим".
Часть пятая
"Реальность вносит коррективы".
Часть шестая
"От сети к сообществу".
Часть седьмая
"ANI-L аутичное киберпространство".
Часть восьмая
"Новый уровень участия в конференциях".
Часть девятая
"Autreat: сообщество в физическом пространстве".
Взрыв своей сути и возвращение
Некоторые явления, происходившие на небольших собраниях аутичных людей и на ANI-L, также наблюдались на Autreat. Хотя ни одно из этих переживаний не является универсальным для всех аутичных людей, но некоторые из них регулярно случаются в сообществе ANI:
- Многие аутичные люди должны знать заранее, с чем им придется столкнуться и что от них будут ожидать. Для людей важно иметь возможность задать вопросы. Многие мои друзья в Интернете писали мне по электронной почте, что хотели бы посетить мой дом. У людей, планирующих принять участие в Autreat, часто много вопросов от общих про социальные условия до мелочей о физическом пространстве. Подробные правила АНИ-L и информация по ориентации Autreat произошли как из желания избежать повторения прошлых негативных переживаний, так и из общей необходимости аутичных людей иметь четкую структуру для того, чтобы чувствовать себя комфортно. У большинства ранних членов ANI была эта потребность структуры и четких объяснений границ и ожиданий. По мере роста ANI к нам присоединялись люди, у которых были разные реакции на правила, в том числе тех, которых возмущало само наличие правил. Балансировка потребностей разных аутичных людей остается постоянной проблемой.
- В общем, у многих аутичных людей исключительно положительная реакция на пребывание в аутичном пространстве, но иногда (примерно один человек каждый год или два) кого-то внезапное отсутствие нейротипичных социальных ожиданий так дезориентирует, что это приводит к своего рода "взрывной декомпрессии". Обычно такая реакция у людей, которых до такой степени принуждали быть похожими на нейротипиков, что при отсутствии социального давления и необходимости "носить нейротипичную маску" они больше не знают что делать и даже не знают кто они. Они чувствуют панику или просто столбенеют. Хорошей новостью является то, что возникновение такого рода сильной дезориентации временно и, как правило, прелюдия к персональному "Расцвету", когда человек воссоединяется с подавленной частью себя и образует сильную привязанность к аутичному сообществу.
- Иногда аутичные люди начинают понимать, что их естественный способ бытия - аутичный, и они злятся на все те вещи, которые с ними делали люди, пытающиеся превратить их в более "нормальных", или испытывают печаль о том, что они утратили, потому что не прошли через самопонимание и самопринятие ранее.
- Отвергая нетерпимые нейротипичные предрассудки, которые определяют нейротипичные характеристики как "хорошо", а аутичные характеристики как "плохо", некоторые аутичные люди начинают реагировать с позиции анти-нейротипичных предрассудков и определять все аутичные характеристики и аутичных людей как "хорошо", а все нейротипичные характеристики и нейротипичных людей как "плохо". К счастью, "третирование нейротипиков" на ANI-L и на Autreat, как правило, встречает быстрое противодействие и призывы к толерантности со стороны других аутичных людей.
- Аутичные опыты погружения на Autreat и на небольших собраниях друзей часто сопровождаются некоторой степенью грусти, дезориентацией и даже депрессией после возвращения в нейротипичный мир. Одна женщина отметила, что страдала от значительной пост-Autreat депрессии каждый год в течение первых нескольких лет участия в Autreat. Потом она сказала, что депрессия прекратилась:
"Я думаю, что депрессия может быть вызвана резким эффектом прощания, и того, что приходится вернуться в "мир" и таким образом отказаться от части себя. Осознание, что будут еще встречи, помогает пережить это внутри, даже когда другие аутичные и кузены далеко." (Sola Shelly, личное общение)
Некоторые участники Autreat облегчали разлуку таким способом: проводили день или два после Autreat с одним или несколькими аутичными друзьями, иногда вместе осматривали достопримечательности, постепенно вновь входя в нейротипичный мир в аутичной компании.
Заключение
За тринадцать лет Autism Network International выросла из небольшой группы друзей по переписке, впервые встретившихся в небольшой квартире, до международного сообщества аутичных людей, которые общаются в сети, проводят небольшие неформальные встречи как в частных домах, так и в нашем общем пространстве на Autreat. У нас есть определенные общие ценности, подтверждающие обоснованность нашего образа жизни. У нас есть общий опыт, связанный как с самим аутизмом, так и с жизнью аутичного человека в мире нейротипиков. У нас есть история о важных событиях, с которыми сталкивалось наше сообщества. У нас есть динамичный, постоянно развивающийся набор обычаев и правил, выросших из наших общих переживаний и наших общих потребностей. У нас есть определенные термины, выражения, шутки, которые отличают наше сообщество. У нас есть дети, чьи родители помогают им расти, зная, что это нормально - быть аутичным, знакомые с другими аутичными детьми и взрослыми аутичными людьми, которые знают, что они - часть сообщества. Дети, посетившие первые Autreat, сейчас подростки, а дети, чьи родители были первыми членами ANI-L, теперь взрослые. Интересно посмотреть, что это первое поколение детей ANI сможет принести в наше сообщество и в этот мир, ведь они оба принадлежат им.
Конец
Джим Синклер "История ANI" 2005г.
Послесловие от переводчика
За прошедшие девять лет с момента написания статьи Д.Синклером ANI развивалась и росла, сохраняя свои лучшие традиции. Autreat не потерялся во множестве новых конференций и мероприятий, ориентированных как на исключительно на аутичных людей, так и только на нейротипичных людей. Ни масштабные богато спонсируемые события Autism Speaks, ни идеалистические парады Autistic Pride Day, ни региональные встречи типа Autscape не смогли дать той атмосферы единения и комфорта, которое бережно сохранял для своих участников Autreat. Конечно, не всё и не всегда проходило гладко. Но каждый год Autreat и его неизменный координатор и участник Джим Синклер создавали на несколько дней общий дом для аутичных людей. Последняя на данный момент конференция прошла в 2013 году.
С развитием социальных сетей у ANI добавилось ресурсов в Интернете:
Страничка на facebook .
Группа YAHOO.
Люди, создавшие ANI, и их опыт стали примером для форума
WrongPlanet и
ASAN (организации самоадвокации), а для последней еще и образцом проведения её первых конференций.
Личное мужество, трудолюбие и непрерывная работа над собой (при этом не теряя своей сути) стали той формулой успеха, которая обусловила создание дружной команды, силами которой в мир устремилась весть об аутичных людях как о значимых и важных для социума. Уроки компромисса и терпимости, которые демонстрировали координаторы ANI на протяжении всего своего существования, могут быть настоящим вызовом обществу. Ведь если те, кого считают ограниченными в сочувствии и понимании, сумели дать множеству людей общие цели, сделать их жизнь чуть лучше, то тем, кого называют полноценными и нормальными просто потому, что они неаутичны, давно пора стать более гуманными и честными.
Для меня было честью перевести историю ANI и сделать её доступной для русскоязычных людей.