Эта власть органически не способна к реформам

Dec 12, 2013 19:21




Несмотря на кажущееся благополучие, страна погружается в глубочайший экономический и политический кризис. "Власть мечется в поисках лекарств для оживления экономики. Но все эти поиски не могут дать положительного результата, так как власть органически не способна проводить глубокие институциональные реформы", - отметил сопредседатель РПР-ПАРНАС Михаил Касьянов, выступая с основным докладом на заседании "Круглого стола 12 декабря", посвященном 20-летию принятия российской Конституции.

Создание "Круглого стола 12 декабря" было инициировано 12 декабря 2011 года. Это постоянно действующая площадка, на которой представители гражданского общества, правозащитники, политики, эксперты ставят своей целью разработку системной демократической альтернативы сложившейся в стране системе власти и предлагают полноценную позитивную программу развития России, консолидирующую демократическую политическую оппозицию.

Михаил Касьянов констатировал, что власть не способна решать публичные проблемы, поскольку занимается "исключительно дележом ренты, самосохранением и имитацией "имперского блеска". "Отсутствуют легальные и легитимные центры принятия решений. Царит антиправовое насилие в политической и экономической сферах при доминировании преступных кланов, контролирующих институты государственного принуждения".

Продолжение этого курса неизбежно ведет к кризису власти в стране. И общество должно готовиться к нему, "концентрируя свои усилия на формировании доверия к демократической оппозиции, разрабатывать программу неотложных мер по выводу страны из кризиса".

По мнению Касьянова, предстоящие выборы в Московскую думу станут исторически важным моментом для страны. "Цель - формирование по итогам этих выборов оппозиционного большинства. Появление в столице единственного легитимного органа власти, контролируемого оппозицией, кардинально изменит соотношение политических сил в стране", - отметил политик.

Кроме этого, перед демократическим движением стоит задача объединить внутриполитическую и международную повестки. Российское общество должно стать субъектом внешнеполитических инициатив и вести диалог с западным гражданским обществом, правительствами и международными институтами. "Мы понимаем, что попытка гражданского общества и оппозиции создать свое видение национально-государственных интересов страны и наше внимание к внешней политике вызовет ожесточенное сопротивление российской власти, которая считает эту сферу своей исключительной монополией. Но другого пути противодействия международным механизмам воспроизводства российской персоналистской власти не существует", - заключил свое выступление Михаил Касьянов.

По мнению публициста Лилии Шевцовой, усиление позиций патерналистской власти происходит с молчаливого согласия западных элит. "Политика попустительства Запада в отношении путинской России и других авторитарных государств во многом является непосредственным результатом кризисного состояния западного общества и возобладания корыстных интересов западных элит. Мы можем констатировать не только отсутствие благоприятного для российской трансформации международного фона, но напротив - появление внешних факторов, которые придают новое дыхание российскому самодержавию, облегчая ему международную легитимацию и усиливая стремление вернуть себе державническую роль на мировой сцене, - отметила она в своем докладе. - В ситуации постепенного исчерпания внутриполитических ресурсов персоналистской власти Кремль все активнее использует для своего выживания внешнеполитический ресурс".

Шевцова подчеркнула, что фактически впервые после падения СССР "Кремль бросает либеральной цивилизации вызов, заявляя, что Россия становится Анти-Западом, т.е. "уникальным государством-цивилизацией", которое защищает собственные стандарты и принципы".

Однако "амбициозная и одновременно авантюрная программа заполнения мирового вакуума, который создает ушедший в свои проблемы Запад, провозглашается не в момент подъёма России, а в период нарастания в самой России кризисных тенденций. Международные амбиции режима, который ведет свою страну к деградации, становится уже не только проблемой российского общества, но и глобальной угрозой. В связи с тем, что Кремль все активнее прибегает к международным ресурсам выживания, российскому гражданскому обществу и демократической оппозиции необходимо вырабатывать свой взгляд на национально-государственные интересы Российской Федерации и сформировать альтернативную концепцию российских внешнеполитических интересов и их продвижения.

Каждый шаг Кремля на международной сцене, а также каждое действие других государств, включая и либеральные демократии, необходимо рассматривать с точки зрения того, насколько они затрудняют либо облегчают движение России к открытому обществу. Российское общество должно стать субъектом внешнеполитических инициатив и вести диалог и с западным гражданским обществом, и с западными правительствами и международными институтами", - заключила Шевцова.

По теме 20-летия Конституции основными докладчиками выступили доктор экономических наук, политик Виктор Шейнис и профессор ВШЭ Михаил Краснов. Они отметили, что этот день страна встречает в условиях глубокого конституционного кризиса. Три составляющие этого кризиса: искажение Конституции в правоприменительной практике, внесение изменений в конституцию "под себя", общественное равнодушие, позволяющее нынешним властям такое вольное обращение с главным законом страны. По мнению Краснова и Шейниса, в этой ситуации необходимо противодействовать усилиям власти, направленным на изменение нынешней Конституции, пропагандировать конституционные ценности, а также разрабатывать необходимые поправки к действующей и готовить проект новой Конституции, с тем, чтобы они стали органической частью политико-правовой реформы.

В рамках заседания глава фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров представил проект второго Доклада Комиссии "Круглого стола 12 декабря" по проведению общественного расследования событий на Болотной 6 мая 2012 года, посвященный процессам болотных узников .

В проекте Доклада-2 на основании обнародованных на процессах документов, записей судебных заседаний, личных мнений членов Комиссии, неоднократно участвовавших в судебных заседаниях, членами Комиссии сделаны выводы о том, что все без исключения подсудимые невиновны по смыслу предъявленных им обвинений.

"У судебного разбирательства должен быть предмет и четкие пределы. Должен быть документ под названием "обвинение", и каждый его пункт должен быть состыкован с каждым деянием каждого конкретного человека. Этого не было на процессе Михаила Косенко, этого нет на процессе по делу 12-ти", - отметил в своем комментарии адвокат Вадим Клювгант.

По словам Георгия Сатарова, в ходе судебных процессов целиком подтвердилась версия Комиссии, выдвинутая в Докладе-1. Он напомнил, что эта версия заключается в том, что произошедшее 6 мая 2012 года на Болотной площади было заранее спланированной властями акцией массового беззакония. "Из этого следует еще один вывод: проходящие судебные процессы являются естественным продолжением политического плана, который начал осуществляться действующей властью 6 мая 2012 года", - отметил Сатаров.

"Бросается в глаза тот факт, что судебные процессы над узниками 6 мая стали органичной частью общей тенденции резкого усиления репрессивности путинского режима", - сказал он. В документе, принятом по итогам докладов и дискуссии на тему амнистии "О процессах над болотными узниками и проекте амнистии", круглый стол призвал Госдуму принять Постановление об амнистии, предложенное Советом по правам человека при президенте РФ.

По результатам докладов и дискуссий члены "Круглого стола 12 декабря" приняли заявления "О положении в стране и задачах демократического движения", "О положении в мире и внешнеполитических задачах демократического движения", "К двадцатилетию российской Конституции".

ПРИНЯТЫЕ ДОКУМЕНТЫ:

1. Заявление "О процессах над болотными узниками и проекте амнистии"

2. Заявление "К двадцатилетию российкой Конституции"

3. Заявление "О положении в стране"

4. Заявление "О положении в мире и внешнеполитических задачах демократического движения"

5. Заявление "По Событиям в Украине"

УЧАСТНИКИ ЗАСЕДАНИЯ:

Людмила Алексеева, Лия Ахеджакова, Денис Билунов, Валерий Борщев, Владимир Войнович, Леонид Гозман, Екатерина Горяйнова, Андрей Зубов, Михаил Касьянов, Вадим Клювгант, Алексей Кондауров, Владимир Корсунский, Михаил Краснов, Константин Мерзликин, Надежда Митюшкина, Борис Немцов, Андрей Нечаев, Наталья Пелевина, Лев Пономарев, Вадим Прохоров, Александр Рыклин, Георгий Сатаров, Эрнст Черный, Игорь Чубайс, Лилия Шевцова, Виктор Шейнис, Евгений Ясин, Ксения Косенко, Виктор Савелов, Роман Доброхотов, Юрий Рыжков, Сергей Давидис и др.

Текст доклада Михаила Касьянова на заседании "Круглого стола 12 декабря", посвященного 20-летию принятия Конституции РФ

Два года прошло с начала подъема первой волны широкого протестного движения, ставшей результатом сфальсифицированных выборов Госдумы и "властной рокировочки", запущенной 24 сентября. Предъявленный спрос на демократические институты остался неудовлетворенным. Политическая система по-прежнему находится под жестким контролем руководства страны. В протестном движении наступил спад и разочарование.

Действующей власти, опираясь на механизмы собственного воспроизводства внутри и во вне страны, удалось восстановить политическую 'стабильность", убедить значительную часть общества в своей безальтернативности.

На самом деле, повседневная жизнь большинства российских городов оставляет впечатление бытовой стабильности и спокойствия. Ходит транспорт, работают кафе и рестораны, газ и электричество подаются в дома, полки магазинов полны товарами. Такая картина успокаивает и мешает видеть глубочайший кризис, в который сваливается страна.

По опросам Левада-центра 60 процентов граждан не чувствуют уверенности в завтрашнем дне. И лишь 16 процентов верят в то, что нынешние власти могут добиться позитивных изменений.

В экономике все очень плохо. С октября прошлого года отсутствует рост промышленного производства. Последние четыре месяца нет роста внутреннего валового продукта - экономика встала. Плюс мы видим проблемы с федеральным бюджетом - расходы раздуты, а доходы от нефти и газа превысили 50% общих доходов федерального бюджета. Постоянных надежных источников доходов нет, а социальные обязательства власти перед населением растут как снежный ком.

Инвестиции отсутствуют, а присутствует небывалое прежде бегство капитала из страны. Это означает, что никто уже сегодня в Россию не инвестирует - ни иностранные инвесторы, ни российские. Более того, - в этом году у нас резко на 20% упал сбор налога на прибыль. А это главный налог, который питает регионы, это главный источник их доходов.

Мало того, что нет прибыли у предприятий - что было источником инвестирования, - но нет еще теперь и кредитных средств для инвестирования, т к ставки банковского кредита выросли. Поэтому, конечно, нет инвестиций - не может быть и экономического роста.

Если мы посмотрим по отраслям, то угольная промышленность вновь стала неэффективной, убыточной. А если помните, в начале 2000-х годов мы вывели угольную промышленность в одну из самых прибыльных, когда провели реструктуризацию многих предприятий и их приватизацию: внутри был хороший спрос и экспортировали много. Сегодня это вновь убыточная отрасль. В металлургии прибыль упала на 45%. Предприятия уже не могут оплачивать свои долги.

Да, несмотря на высокие цены на нефть и газ экономика находится в стагнации. Коррупция и произвол властей погубили предпринимательскую инициативу. Инвестиций нет, а без них нет и роста. Следующем году начнется реальный спад экономики, доходы бюджета упадут, и с выплатой зарплат и пенсий возникнут серьезные трудности.

Причины происходящего в экономике просты - модель, основанная на росте нефтегазовых доходов государства, себя исчерпала полностью. Ничего не делается для диверсификации экономики. Вместо двух-трех источников промышленного роста - нефть, газ и металлургия, которые проседают один за другим, - ничего взамен не делается. Требуются глубокие институциональные и структурные реформы, которые за год не сделаешь. Нужна политическая воля. А почему ее нет? - потому что любая реформа - это риск того, что будут недовольные, что нужно будет объясняться перед гражданами, потому что это некий риск утраты собственной власти. А любые риски для нынешних руководителей не приемлемы.

Они демонстрируют глубокое непонимание законов развития экономики и упорствуют в своих заблуждениях, что мол само собой всё рассосётся и не хотят уступать ни в чем.

Власть мечется в поисках лекарств для оживления экономики. Но все эти поиски не могут дать положительного результата, так как власть органически не способна проводить глубокие институциональные реформы.

Это обусловлено нарастающим кризисом государственной власти в стране: распадом конституционных институтов, вырождением базовых институтов права и обеспечения безопасности. Власть неспособна решать публичные проблемы, занимаясь исключительно дележом ренты, самосохранением и имитацией "имперского блеска". Отсутствуют легальные и легитимные центры принятия решений. Царит антиправовое насилие в политической и экономической сферах при доминировании преступных кланов, контролирующих институты государственного принуждения.

Очевидно, что основы конституционного строя за последние 10 лет они разрушили полностью и не оставили в действии ни одной нормы конституции демократического государства. В стране царит произвол и коррупция.

Власти должны наконец понять, что есть только один путь - свободные и честные выборы, но уже по новым, честным правилам под контролем гражданского общества; что для этого нужно распустить ЦИК и все нижестоящие избиркомы; что по итогам таких выборов необходимо будет сформировать коалиционное правительство и отдать этому правительству реальную власть и т. д.

Но Путин боится этого и откладывает эти шаги на потом, убеждая себя в том, что такие возможности у него сохраняются на будущее, а главное, что они смогут потребоваться только в самом, в самом крайнем случае. Но катастрофа всегда появляется неожиданно и происходит очень быстро.

В этих обстоятельствах вся ответственность за судьбу страны ложится на общество и немногих ответственных представителей властвующей элиты. Мы должны говорить со всей откровенностью об опасностях продолжения политического курса нынешней власти, объясняя гражданам причинно-следственные связи между этим политическим курсом и возможными катастрофическими последствиями.

Мы должны открыто и без экивок говорить об опасностях, перед которыми стоит страна и общество, и объяснять их причины и негативные последствия.

Мы должны готовить себя к моменту обрушения нынешней власти, концентрируя свои усилия на формирования доверия в обществе к демократической оппозиции и разрабатывая программу неотложных и долгосрочных мер по выводу страны из кризиса после неизбежного краха режима.

В этой связи мы считаем, что предстоящие выборы в Московскую думу станут исторически важным моментом для страны. Мы призываем оппозиционные силы к скоординированной работе с тем, чтобы по итогам выборов в Мосгордуму можно было сформировать оппозиционное большинство. Появление в столице единственного легального и легитимного органа власти, контролируемого оппозицией, кардинально поменяет соотношение политических сил в стране в целом. Это предельно важно также в перспективе краха нынешнего режима.

Консолидируя и наращивая силы мирного протеста, мы должны продолжать поиск некризисного выхода из сложившейся тяжелой ситуации с опорой на общественные силы и демократическую оппозицию.

Приоритетом для путинской "команды" является сохранение устойчивости режима. Именно поэтому чиновники сегодня неприкосновенны, а всепоглощающая коррупция является главным механизмом гарантии стабильности. И власти продолжают прививать обществу терпимость к произволу и коррупции.

Более того, путинская "команда" с большим упорством пытается укоренить в общественном сознании еще и представление о том, что она вправе решать вопросы частной жизни граждан и личных взаимоотношений между людьми, и даже давать этим отношениям правовую оценку. Закон об оскорблении чувств верующих, закон о запрете пропаганды гомосексуализма, закон об ответственности за искажение исторической правды о Великой Отечественной Войне являются яркой демонстрацией этого. Да практически все принятые за последние два года законы направлены на ограничение личных свобод граждан, на ограничение их активности.

Упорство в защите группы коррумпированных правоохранителей в деле Магнитского и продолжающаяся судебная расправа над узниками 6 мая ведет к международному осуждению режима. Но власти при этом не желают прекращать произвол и осознано идут на свой репутационный урон ради сохранения устойчивости режима.

Сегодня для Путина принципиально важно убедить Запад в том, что Россия не светская страна, и народ требует судебных расправ, что граждане не созрели для демократии и индивидуальные свободы им не нужны. И как следствие этого - не надо мол требовать от российских властей исполнения своих международных обязательств в области прав человека. Но терпение у западных политических лидеров похоже заканчивается. Вчера Европарламент вновь призвал европейские власти ввести визовые ограничения для нарушителей прав человека в России. Руководители ряда европейских стран заявляют об отказе участвовать в торжествах в Сочи на открытии Олимпиады. Думаю, что политическое игнорирование этого события лидерами западных стран будет очевидным.

Но сегодня в условиях политики попустительства Запада в отношении путинской России мы можем констатировать не только отсутствие благоприятного фона для российской демократической трансформации, но и напротив - появление внешних факторов, которые придают новое дыхание российскому авторитаризму, облегчая ему международную легитимацию. В ситуации постепенного исчерпания внутриполитических ресурсов персоналистской власти Кремль все активнее использует для своего выживания внешнеполитический ресурс.

Амбициозная и одновременно авантюрная программа заполнения мирового вакуума, который создает ушедший в свои проблемы Запад, провозглашается не в момент подъёма России, а в период нарастания в самой России кризисных тенденций. Международные амбиции режима, который ведет свою страну к деградации, становится уже не только проблемой российского общества, но и глобальной угрозой.

Как российская власть собирается вести себя на международной арене видно на примере жесткого прессинга Украины по принуждению этой независимой страны к отказу от европейского выбора. Правда, в результате Кремль только облегчает консолидацию украинцев на европейской платформе. Однако, если и дальше Кремль будет пытаться поддерживать потерявший доверие широких слоев украинского общества режим Януковича, это не только может оттолкнуть от России дружеский народ, но и спровоцировать внутри украинской нации губительную конфронтацию.

Естественной позицией является наша поддержка демократического курса со стороны новых независимых государств. Так, сегодня поддержка европейского выбора Украины является тестом для российского демократического движения на его готовность к такому же выбору и отказу от имперских иллюзий.

Перед демократическим движением стоит задача объединить внутриполитическую и международную повестки. Российское общество должно стать субъектом внешнеполитических инициатив и вести диалог с западным гражданским обществом, правительствами и международными институтами. Мы понимаем, что попытка гражданского общества и оппозиции создать свое видение национально-государственных интересов страны и наше внимание к внешней политике вызовет ожесточенное сопротивление российской власти, которая считает эту сферу своей исключительной монополией. Но другого пути противодействия международным механизмам воспроизводства российской персоналистской власти не существует.































Мосгордума, Болотное дело, социальные обязательства, доклад, произвол, кризис, бюджет, реформы, диверсификация, российская власть, коррупция, бегство капитала, Россия, промышленность, экономика, верховенство закона, инвестиционный климат, нефть и газ, крах режима, гражданское общество, оппозиция, экономический рост, стагнация, права человека, Круглый стол 12 декабря, выборы

Previous post Next post
Up