Продолжаем изучать мир большой нефти. В
предыдущей статье мы поняли насколько экономика РФ зависит от экспорта нефти, а сегодня посмотрим насколько зависит от нефти современный мир .
ЭЛАСТИЧНЫЙ СПРОС - спрос, при котором процентное сокращение в цене вызывает такое процентное увеличение в количестве спрашиваемых товаров и услуг, что общий доход от продажи всей продукции на рынке увеличится, или такое процентное сокращение в количестве спрашиваемого в ответ на процентное увеличение в цене, при котором общий доход всех продавцов на рынке сократится[1].
Выражаясь человеческим языком, если цена на товар снижается, спрос (объемы продаж) увеличивается настолько, что доходы остаются прежними или увеличиваются, и, наоборот, если цена повышается, то объемы продаж падают и совокупный доход становится меньше. Из этого определения следует, что нефть не является эластичным товаром, поскольку при ее потребление слабо коррелирует с ценами, достаточно взглянуть на графики:
Источник:
http://fx-commodities.ru/oil/ Мы видим, что цена на "черное золото" непрерывно росла с 2003 года (на самом деле еще раньше), потом был спад вызванный мировым кризисом в 2008 году. Потом цены снова пошли вверх и к 2011 году, грубо говоря, стабилизировались.
Сравним рост цены с объемом спроса (потребления) и предложения (добычи)[2]:
*Потребление включает в том числе, биотопливо, производные угля и природного газа.
Получается, что потребление выросло только на на 6%, а цена на нефть с период 2009-2012 год более чем вдвое. Это и есть "игла": вы остро нуждаетесь в нефти, и готовы заплатить за неё существенно выше обычной цены. Понятно, что сократить потребление нефти в краткосрочном плане очень сложно, поэтому в первую очередь снижают издержки производства, и повышают цены. К счастью, доля нефти в цене конечного продукта не так велика и кратного роста цен не происходит. Вывод, который из этого следует: заменить нефть пока нечем, все попытки перейти на биотопливо так и окончились ничем, несмотря на то, что цены на сырую нефть достаточно высоки уже несколько лет. Внедрение элекромобилей (или гибридов) также не получило существенного распространения, пока. Более того, само производство автомобилей сильно связано с производством пластмасс, исходным сырьем для которых также является нефть.
Основой экономических связей является транспорт, а транспорт - это, в первую очередь, топливо - бензин, керосин, дизель. Получается, что на цену любого товара влияет стоимость топлива, используемого для его перевозки к потребителю. Вот данные ОПЕК за 2013 год[3], из чего складывается цена топлива в странах G7:
В России, также очень велика доля налогов в стоимости бензина (от 50% до 60% по разным оценкам), и это существенная статья дохода бюджета, связанная с нефтью, и ее внутренним потреблением. В этом смысле зависимость бюджета РФ от нефти вообще, а не только от экспорта углеводородов действительно огромная.
Это объясняет нелогичное на первый взгляд поведение цен на бензин у нас в стране. Дескать, цены на бензин растут, и если дорожает нефть, и если нефть дешевеет, то тоже, как правило, растут, а в Америке, которая часть нефти импортирует, цены на топливо колеблются вместе с ценами на нефть. Из данных ОПЕК видно, что в США доля цены нефти в стоимости топлива высокая - 63%, а зависимости от экспорта нефти нет. В России же при увеличении цены нефти, цена на топливо растет за счет доли нефти, а при снижении нефтяных цен растет налоговая составляющая цены (повышаются акцизы), чтобы компенсировать выпадающие доходы от экспорта.
И второй аспект, который мы сегодня рассмотрим, это снижение дебита скважин, рост себестоимости барреля нефти и расходов на разведку и разработку новых месторождений. Прибыль нефтяных компаний определяется произведением объема добытой нефти на разницу между ценой продажи и себестоимостью.
Существенная часть издержек - это бурение (разведочное и продуктивное). Чтобы не перегружать вас цифрами, приведу выжимку из отчета ОПЕК за 2014 год [4].
* Данные по добыче приведены для сырой нефти, исключая все попутные жидкости, газы и производные.
По всему миру добыча с 2009 по 2013 выросла на 6%, а количество действующих скважин на 6%, то есть в целом дебит скважин остался тем же, а для стран ОПЕК даже немного вырос - количество скважин выросло на 1%, а добыча на 9%. При этом количество задействованных буровых установок (rig count) в странах ОПЕК выросло за это период почти вдвое - на 85%. Это означает, что для того, чтобы получать такой же дебет с действующих скважин в следующем периоде (например, год), необходимо пробурить в текущем периоде вдвое больше, чем в предыдущем. Поясню на примере. Допустим, у вас есть 10 скважин с дебетом 100 баррелей в сутки каждая, и запас в скважине на 10 дней работы. Значит вам необходимо, каждый 10-й день делать 10 новых скважин. Если оказывается, что новая скважина дает по 50 баррелей в сутки, то надо бурить по 20 скважин каждые 10 дней. Если скважина дает по 100 баррелей, но запас в ней только на пять дней, то надо бурить по 10 скважин каждые пять дней, то есть по 20 штук за период 10 дней. Так как стоимость бурения не зависит от дебета скважины, то ваши расходы на бурение возрастают вдвое.
Соответственно растут затраты на разработку и внедрение новых технологий, если раньше нефть из скважины не била фонтаном, то ее не разрабатывали (посмотрите старые американские фильмы, посвященные нефтепромыслам, типичный символ успеха - фонтан нефти, и чумазые рабочие вокруг вышки). Сейчас же нефть выкачивают из скважин насосами круглосуточно, применяют гидроразрыв пласта (закачку реагентов под давлением в ствол скважины) и другие технологии. В разработке сланцев используются еще более сложные техники и приемы, однако хотелось бы спросить, а не благоразумнее было бы инвестировать эти средства в альтернативные источники энергии, а не тратить их на перфорацию земного шара и загрязнение окружающей среды?
Может быть пора отказать от политики расточительного использования невозобновляемых ресурсов и слезть с "нефтяной иглы"? Возможно, что сегодняшний нефтяной кризис, вернее "нефтяная" война заставит нас думать о будущих поколениях людей, а не сиюмитной выгоде, и поможет найти выход из энергетического тупика. Ведь тот, кто первым преодолеет зависимость от углевородов станет мировым лидером в ХХI-м веке и определит дальнейший ход истории.
[1] - Большой Экономический Словарь.
[2] -
BP Statistical Review of World Energy 2014[3] -
Who gets what from the litr of oil in 2013?[4] -
OPEC Annual Statistical Bulletin 2014