Перевод оригинальной
статьи Вильяма Энгдаля (F. William Engdahl).
Устраивая в Ираке и Сирии войну, ведущую к снижению цен на нефть, администрация Обамы намеревалась, вероятно, подорвать экономики своих противников: России, Ирана и Венесуэлы. Но эта политика может иметь серьезные нежелательные последствия в других областях: ускорение развития Китая, угрозы стоимости доллара и вызов экономической модели, основанной на иллюзии, что сланцевая нефть доходное предприятие. Для Уильяма Энгдаля, эта последняя манипуляция, пожалуй, та последняя соломинка, которая сломает спину верблюду.
Падение цены на нефть в США начиная с сентября, возможно, очень скоро сдует пузырь сланцевой нефти в США и избавит от иллюзии, что США обгонят Саудовскую Аравию и Россию как крупнейших в мире производителей нефти. Эта иллюзия, взлелеянная фальшивой оценкой запасов, данной Департаментом энергетики США, была краеугольным камнем геополитической стратегии Обамы.
Сейчас, вслед за ростом внутренней добычи нефти в Америке за последние несколько лет, новая схема Понци ("финансовая пирамида" - прим. переводчика) близка к тому, чтобы превратится в облако призрачного дыма. Основы экономики добычи сланцевой нефти уничтожены 23-х процентным падением цен на нефть после того, как Джон Керри и король Саудовской Аравии Абдалла провели тайную встречу на Красном море в начале сентября, договорившись об участии саудитов в нефтяной войне против России.
Финансовые аналитики банка Goldman Sachs с Уолл-стрит выпустили прогноз на 2015 год что цены на нефть в США, измеряемые по отметке WTI (West Texas Intermediate) упадут до $70 за баррель. В сентябре 2013 года цена на WTI составляла более $106 за баррель. Это резкий, на 34%, обвал цен за несколько месяцев. Почему это критически важно для американской добычи сланцевых углеводородов? Потому что, в отличие от обычных месторождений сырой нефти, сланцевая нефть или плотная нефть (tight oil - прим. переводчика), как она называется в отрасли, истощается значительно быстрее.
Новый всесторонний анализ всего, недавно выпущенный Дэвидом Хьюзом (David Hughes), канадским ученым в области нефтяной геологии с тридцатилетним опытом работы с геологической службой Канады, используя существующие данные о добыче сланцевой нефти в США, которые недавно были впервые опубликованы (история сланцевой нефти началась недавно), показывает катастрофические темпы снижения объемов нефти в сланцевых нефтяных скважинах:
“Три года средние темпы падения добычи для семи бассейнов сланцевой нефти измеряемые для отчетности варьируются о поразительных 60% до 91%. Это означает, что за эти три года количество извлекаемой из этих скважин нефти уменьшается на эту величину. Это в пересчете дает, что 43-64% от предполагаемых запасов уже извлечено в течение первых трех лет существования скважины. Четыре из семи бассейнов сланцевого газа уже находятся в окончательном упадке с точки зрения их продуктивности: Haynesville Shale, Fayetteville Shale, Woodford Shale и Barnett Shale.
Снижение дневной добычи нефти в диапазоне от 60% до 91% для наилучших из всех возможных месторождений сланцевой нефти означает, что нефтяные компании должны бурить глубже, чтобы просто остаться на прежнем уровне добычи, не говоря уже об увеличении общего объема извлекаемой нефти. Это означает, что буровые компании должны тратить больше денег, чтобы бурить глубже и существенно больше. Согласно Хьюзу, Департамент энергетики правительства Обамы легкомысленно воспринял розовые прогнозы показателей, данные ему компаниями, которые создали в США миф о сланцевой нефти. Его расчеты показывают, что в будущем добыча сланцевой нефти в США составит только 10% от прогнозного уровня предсказанного Министерством энергетики США к 2040 году.
Хьюз описывает текущую беспощадную дилемму сланцевых нефтяных компаний, как “бурильный тренажер”. Они должны бурить больше и больше скважин только для того чтобы сохранить добычу на прежнем уровне. Нефтяные компании уже почти освоили самые перспективные районы нефтяных сланцев, так называемых “сладких пятен”, чтобы увеличить добычу до предела. Поскольку теперь добыча начинает необратимо снижаться, они должны начать бурение в местах с меньшим дебетом нефти и газа. Он добавляет, “если будущее добычи нефти и природного газа в США зависит от запасов в глубокозалегающих сланцевых месторождений...нас ждет большое разочарование.”
Падение цен на нефть
Хьюз описал состояние дел по добыче сланцевой нефти существовавшее до начала войны нефтяных цен затеянной Керри и Абдуллой Саудом. Теперь цены на американскую WTI катастрофически упали на 25% в течение шести недель, и продолжают падать. Другие крупные производители нефти, такие как Россия и Иран, наводняют на мировой рынок своей нефтью, чтобы увеличить доходы своих государственных бюджетов, дополнительно перенасыщая рынок. Что, в свою очередь, еще больше давят давит на цены.
Успешность разработки сланцевых нефти и газа за последние пять лет в США была основана на нулевой учетной ставке ФРС и огромных спекулятивных инвестициях фирмам и фондов с Уолл-стрит, сидевших на "голодном пайке". Из-за сверх-быстрого истощения нефтяных скважин, когда цены на рынке нефти падают, вся экономика кредитования компаний бурящих сланцевую нефть схлопывается. Деньги внезапно исчезают и у повязанных долгами нефтяных компаний начинаются реальные проблемы.
Согласно Филипу Верлегеру (Philip Verleger), бывшему главе Офиса энергетической политики президента Картера, а ныне консультанту по вопросам энергетики, в Bakken shale Северная Дакота, одном из самых важных новых сланцевых нефтяных регионов, нефть по $70 за баррель может сократить объемы производства на 28% до 800.000 баррелей в сутки к февралю (2015 года - прим. переводчика) с 1,1 млн. баррелей в день в июле. “Денежный поток уменьшается, так как цены идут вниз, сумма денег выплачиваемая этим людям для продолжение бурения станет равна нулю, так что вы увидите заметное замедление темпов бурения”, - сказал Verleger.
Мифы, Ложь и Нефтяные войны
Конец пузыря на сланцевой нефти может нанести сокрушительный удар по американской нефтяной геополитике. Сегодня приблизительно 55% в общей добыче нефти в США и весь ее рост за последние несколько лет обусловлен фрекингом (fracking - процесс извлечения жидкости из пласта под высоким давлением в приповерхностные слои породы, прим. переводчика) сланцевой нефти. С сокращением финансирования из-за экономических рисков на фоне падения цен на нефть, бурильщики сланцевой нефти будут вынуждены прекратить новое бурение, которое необходимо лишь для поддержания стабильного уровня добычи нефти.
Агрессивная внешняя политика США на Ближнем Востоке - война в Сирии против режима Асада, бескомпромиссные нефтяные санкции против Ирана, санкции против российских нефтяных проектов, циничная толерантность к присутствию ИГИЛ в нефтяных регионах Ирака, отказ вмешаться чтобы стабилизировать нефтяной сектор в Ливии вместо того чтобы терпеть тамошний хаос, основаны на дерзком мнении Вашингтона, что США снова являются мировым нефтяным королем и могут себе позволить играть в нефтяную геополитику с высокими рисками. Официальный правительственный орган, Министерство энергетики США, дающее советы ЦРУ, Министерству обороны, Госдепартаменту и Белому дому в вопросах энергетики, опубликовало прогноз роста американской сланцевой нефти, роста основанного на мифах и лжи. То, что подвигло Белый дом в президентство Обамы начать нефтяные войны, основано на тех же мифах и лжи о радужных перспективах сланцевой нефти.
Речь Тома Донилона, ставшего впоследствии советником Обамы по национальной безопасности была олицетворением этого "нефтяного" высокомерия. В апреле 2013 года, выступая в Колумбийском университете, Донилон публично выразил это: “Новое положение Америки в энергетике позволяет нам действовать с более сильных позиций. Увеличение внутреннего снабжения выступает в качестве подушки, которая помогает уменьшить нашу уязвимость от глобальных сбоев поставок и ценового шока. Это также усиливает наши возможности в достижении и реализации наших целей в обеспечении международной безопасности.”
Следующие три месяца или около того в США вопрос сланцевой нефти станет стратегически важным.