В связи с катастрофическим падением цен на нефть разговоры об освоении арктического шельфа и его богатств поутихли. Осваивать и добывать черное золото в таких условиях дюже дорого.
Shell закрыла все свои арктические проекты в прошлом году, истратив на бурение пробных скважин $7 млрд. Астрономическая сумма, тем более в условиях кризиса. Shell нашла своим деньгам лучшее применение, купив British Gas (BG Group) и став крупнейшим игроком на рынке СПГ. Арктика никуда не денется. Тем более, что добыча, по мнению Shell, будет рентабельной при цене $70 за баррель и выше, а при $110 (вы помните это счастливое время?) вообще наступит счастье. Пока о таких ценах можно только мечтать. Но, мировая тенденция такова, что существующие нефтяные месторождения истощаются, уровень добычи на них в ближайшем будущем будет снижаться, это касается и сланцевых месторождений, а себестоимость добычи расти.
Поэтому освоение Арктики ждет своего часа -
90 млрд баррелей нефти, 47,3 трлн куб. м природного газа и 44 млрд баррелей газового конденсата скрыто подо льдами:
А пока война за ресурсы (и не только) идёт на Ближнем Востоке. Вопрос не столько в том, чтобы поставить их под свой контроль, а в том, чтобы они не достались оппонентам. Как видно из диаграммы, США будет доить дружить с Канадой, а всех остальных надо душить. Низкие цены на нефть приводят к сокращению капвложений и инвестиций в разработку шельфа, просто не на что это делать. И проигрывают от этого в первую очередь Норвегия и Россия, а во вторую - Европа, как один из крупных потребителей российских и норвежских нефти и газа. Вот такой вот интересный аспект мировой нефтегазовой войны.